Неточные совпадения
Настали минуты всеобщей, торжественной тишины природы, те минуты, когда сильнее работает
творческий ум, жарче кипят поэтические думы, когда в сердце живее вспыхивает страсть или больнее ноет тоска, когда в жестокой душе невозмутимее и сильнее зреет зерно преступной
мысли, и когда… в Обломовке все почивают так крепко и покойно.
Красота, про которую я говорю, не материя: она не палит только зноем страстных желаний: она прежде всего будит в человеке человека, шевелит
мысль, поднимает дух, оплодотворяет
творческую силу гения, если сама стоит на высоте своего достоинства, не тратит лучи свои на мелочь, не грязнит чистоту…
Творческие мечты ее так явны, как вдохновенные
мысли на лице художника.
Не только в
творческой русской
мысли, которая в небольшом кругу переживает период подъема, но и в
мысли западноевропейской произошел радикальный сдвиг, и «передовым» в
мысли и сознании является совсем уже не то, во что продолжают верить у нас слишком многие, ленивые и инертные
мыслью.
Все сдвинулось со своих обычных мест, все требует совершенно новой
творческой работы
мысли, нового идейного воодушевления.
Необходима
творческая работа
мысли, которая произведет расчленение, прольет свет на русскую тьму.
Творческая историческая
мысль должна окончательно преодолеть наш отрицательный национализм и отрицательный космополитизм.
Душа не раскрывается перед многообразной исторической действительностью, и энергия
мысли не работает над новыми
творческими задачами, поставленными жизнью и историей.
Ни в нашем «правом», ни в нашем «левом» лагере все еще не совершается
творческой исторической
мысли.
Должна быть произведена совершенно самостоятельная и новая работа
мысли, усилие
творческого духа.
Я имею в виду почти полное отсутствие у нас
творческой исторической
мысли.
Необходимо призывать к самостоятельной
творческой национальной
мысли, которая должна вывести нас на вольный воздух, в ширь.
Поэтому не требуется никакой
творческой работы
мысли над сложными задачами, никакой чуткости, никакого проникновения в совершающееся.
Но
мысль по природе своей динамична, она есть вечное движение духа, перед ней стоят вечно новые задачи, раскрываются вечно новые меры, она должна давать вечно
творческие решения.
Но
творческая историческая
мысль предполагает признание истории самостоятельной действительностью, особой метафизической реальностью.
Для дела спасения нужны катехизисы, но опасна
мысль свободная и
творческая.
В философии нового времени христианство проникает в
мысль, и это выражается в перенесении центральной роли с космоса на человека, в преодолении наивного объективизма и реализма, в признании
творческой роли субъекта, в разрыве с догматическим натурализмом.
Но мне свойственно настоящее опьянение
мыслью, опьянение
творческим подъемом, опьянение мечтой, опьянение ароматным воздухом.
Но всегда есть трагическое несоответствие между
творческим горением, первичными интуициями и объективными продуктами
мысли.
Моя память о моей жизни и моем пути будет сознательно активной, то есть будет
творческим усилием моей
мысли, моего познания сегодняшнего дня.
Тема, поставленная русской религиозной
мыслью о социальном и космическом преображении, о новой
творческой эпохе в христианстве, отсутствует.
Произошло столкновение с ультрареакционным течением в эмиграции, с консервативно-традиционным и клерикальным православием, не желающим знать всего
творческого движения религиозной
мысли начала XX века, с реставрационной политикой, вожделеющей утерянного привилегированного положения.
Творческий подъем в литературе начала XX века обогатил меня новыми темами, усложнил мою
мысль.
Традиция русской
творческой религиозной
мысли казалась совершенно прерванной, ее поддерживала лишь небольшая группа представителей философской и богословской
мысли, которых не признавали настоящими православными.
Невозможна
творческая философская
мысль, если нет сферы проблематического, нет мучительных усилий разрешить новые вопросы, нет искания истины, которая не падает сверху в готовом и застывшем виде, нет борений духа.
Вся ценность
мысли Хомякова была в том, что он
мыслил соборность, которая была его
творческим открытием, в неотрывной связи со свободой.
Впоследствии я написал книги, которые формально я ставлю выше, в которых
мысль была более развита и более последовательна, терминология была более точна, но в книге «Смысл творчества» я поднялся до высшей точки
творческого горения.
«Путь» не был боевым органом, он лишь давал место для
творческих проявлений
мысли на почве православия.
Православные круги, не только правые, но и левые, отнеслись очень подозрительно и даже враждебно к моим
мыслям о
творческом призвании человека.
Я знал и понимал все возражения против моих
мыслей и верований, проникал в них, но я всегда делал
творческое усилие внутреннего преодоления и выражал лишь результаты этого усилия.
Но
мысль его остается самостоятельной и
творческой.
Социально-революционная тема, когда ей отдавались целиком, подавляла сознание, вызывала конфликт с
творческим богатством
мысли, с цветением культуры.
Книга была посвящена основной теме моей жизни и моей
мысли — теме о человеке и его
творческом призвании.
Необходимо установить различие между русской
творческой религиозной
мыслью, которая по-новому ставит проблему антропологическую и космологическую, и официальным монашески-аскетическим православием, для которого авторитет «Добротолюбия» стоит выше авторитета Евангелия.
Основная тема русской
мысли начала XX в. есть тема о божественном космосе и о космическом преображении, об энергиях Творца в творениях; тема о божественном в человеке, о
творческом призвании человека и смысле культуры; тема эсхатологическая, тема философии истории.
Шеллингианство не было у нас
творческим движением
мысли.
Мысль его все же нельзя назвать
творческим словом в христианстве.
Новым в
творческой религиозной
мысли, столь отличной от мертвящей схоластики, было ожидание, не всегда открыто выраженное, новой эпохи в христианстве, эпохи Св.
Средние века не есть эпоха варварства и тьмы; этот старый взгляд давно уже оставлен культурными историками, наоборот, это эпоха великого напряжения духа, великого томления по абсолютному, неустанной работы
мысли, это эпоха культурная и
творческая, но не дневного творчества, а ночной культуры.
Ее доброе большое лицо вздрагивало, глаза лучисто улыбались, и брови трепетали над ними, как бы окрыляя их блеск. Ее охмеляли большие
мысли, она влагала в них все, чем горело ее сердце, все, что успела пережить, и сжимала
мысли в твердые, емкие кристаллы светлых слов. Они все сильнее рождались в осеннем сердце, освещенном
творческой силой солнца весны, все ярче цвели и рдели в нем.
— Я сидел тут, писал и — как-то окис, заплесневел на книжках и цифрах. Почти год такой жизни — это уродство. Я ведь привык быть среди рабочего народа, и, когда отрываюсь от него, мне делается неловко, — знаете, натягиваюсь я, напрягаюсь для этой жизни. А теперь снова могу жить свободно, буду с ними видеться, заниматься. Вы понимаете — буду у колыбели новорожденных
мыслей, пред лицом юной,
творческой энергии. Это удивительно просто, красиво и страшно возбуждает, — делаешься молодым и твердым, живешь богато!
Все это сотворено
творческим словом Божиим, но уже не из ничего, а из земли, как постепенное раскрытие ее софийного содержания, ее идейной насыщенности [Св. Григорий Нисский развивает
мысль о том, что в творении мира нужно различать два акта, — общее и частное творение, — «в начале» и в течение шести дней, причем общее творение соответствует созданию в уконемеона-матери бытия, а второе — выявление всего, находившегося в состоянии меональной аморфности.
Для нас явственна сила
творческая, движущая и сохраняющая сотворенное, хотя и не постигается она
мыслью» [Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, Архиепископа Константинопольского, изд. 3‑е, часть III, стр.16.].
Эта
мысль дерзко была высказана Ницше в то еще время, когда все почтительно преклонялись перед разумом, как перед верховным разрешителем важнейших вопросов жизни. В настоящее время
мысль Ницше начинает находить себе широкое признание. Бергсон, например, целиком повторяет ее в своей «
Творческой эволюции».
Но ещё в пределах самой культуры возможны
творческие прорывы и преображения, возможна победа музыки, величайшего из искусств, музыки и в
мысли и в познании.
О духе нельзя
мыслить интеллектуально, как об объекте, дух есть субъект и субъективность, есть свобода и
творческий акт.
Телеологическая этика всегда обнаруживает отсутствие нравственного воображения, ибо
мыслит цель как норму должного, а не как образ, т. е. порождение
творческой энергии жизни.
Невозможно
мыслить совершенство как отрицание
творческой динамики.
Мысль о совершенстве во времени вызывает томящую скуку, представляется остановкой
творческого движения, самодовольством.
В мгновение, когда совершается свободный
творческий акт, нет
мысли о будущем, нет
мысли о неотвратимой смерти, о грядущей муке, есть выход из времени и из всякой детерминации.