Неточные совпадения
Потом, статья… раскольники…
Не грешен, не живился я
С раскольников ничем.
По счастью, нужды не
было:
В моем приходе числится
Живущих в
православииДве трети прихожан.
А
есть такие волости,
Где сплошь почти раскольники,
Так тут как
быть попу?
Сам с своими козаками производил над ними расправу и положил себе правилом, что в трех случаях всегда следует взяться за саблю, именно: когда комиссары [Комиссары — польские сборщики податей.] не уважили в чем старшин и стояли пред ними в шапках, когда поглумились над
православием и не почтили предковского закона и, наконец, когда враги
были бусурманы и турки, против которых он считал во всяком случае позволительным поднять оружие во славу христианства.
— На мой взгляд, религия — бабье дело. Богородицей всех религий — женщина
была. Да. А потом случилось как-то так, что почти все религии признали женщину источником греха, опорочили, унизили ее, а
православие даже деторождение оценивает как дело блудное и на полтора месяца извергает роженицу из церкви. Ты когда-нибудь думал — почему это?
— Нервы. Так вот: в Мариуполе, говорит, вдова, купчиха, за матроса-негра замуж вышла, негр
православие принял и в церкви, на левом клиросе, тенором
поет.
И мыслью пробежав по всем тем лицам, на которых проявлялась деятельность учреждений, восстанавливающих справедливость, поддерживающих веру и воспитывающих народ, — от бабы, наказанной за беспатентную торговлю вином, и малого за воровство, и бродягу за бродяжничество, и поджигателя за поджог, и банкира за расхищение, и тут же эту несчастную Лидию за то только, что от нее можно
было получить нужные сведения, и сектантов за нарушение
православия, и Гуркевича за желание конституции, — Нехлюдову с необыкновенной ясностью пришла мысль о том, что всех этих людей хватали, запирали или ссылали совсем не потому, что эти люди нарушали справедливость или совершали беззакония, а только потому, что они мешали чиновникам и богатым владеть тем богатством, которое они собирали с народа.
Бреве же
был консервативен и даже, как все служащие в России немцы, особенно предан
православию, и секретарь не любил его и завидовал его месту.
Но вреда не могло
быть никакого от утверждения распоряжения о том, чтобы разослать в разные места членов семей этих крестьян; оставление же их на местах могло иметь дурные последствия на остальное население в смысле отпадения их от
православия, при том же это показывало усердие архиерея, и потому он дал ход делу так, как оно
было направлено.
Нельзя
быть до того русским и не иметь связи с
православием!
Противление Розанова христианству может
быть сопоставлено лишь с противлением Ницше, но с той разницей, что в глубине своего духа Ницше ближе ко Христу, чем Розанов, даже в том случае, когда он берет под свою защиту
православие.
Православие в Византии связано
было со зверской жестокостью.
Русское
православие, которому русский народ обязан своим нравственным воспитанием, не ставило слишком высоких нравственных задач личности среднего русского человека, в нем
была огромная нравственная снисходительность.
Кроткий отец иеромонах Иосиф, библиотекарь, любимец покойного, стал
было возражать некоторым из злословников, что «не везде ведь это и так» и что не догмат же какой в
православии сия необходимость нетления телес праведников, а лишь мнение, и что в самых даже православных странах, на Афоне например, духом тлетворным не столь смущаются, и не нетление телесное считается там главным признаком прославления спасенных, а цвет костей их, когда телеса их полежат уже многие годы в земле и даже истлеют в ней, «и если обрящутся кости желты, как воск, то вот и главнейший знак, что прославил Господь усопшего праведного; если же не желты, а черны обрящутся, то значит не удостоил такого Господь славы, — вот как на Афоне, месте великом, где издревле нерушимо и в светлейшей чистоте сохраняется
православие», — заключил отец Иосиф.
— Совершенно обратно изволите понимать! — строго проговорил отец Паисий, — не церковь обращается в государство, поймите это. То Рим и его мечта. То третье диаволово искушение! А, напротив, государство обращается в церковь, восходит до церкви и становится церковью на всей земле, что совершенно уже противоположно и ультрамонтанству, и Риму, и вашему толкованию, и
есть лишь великое предназначение
православия на земле. От Востока звезда сия воссияет.
Насчет же «Христова лжеподобия» и того, что он не удостоил назвать Христа Богом, а назвал лишь «распятым человеколюбцем», что «противно-де
православию и не могло
быть высказано с трибуны истины и здравых понятий», — Фетюкович намекнул на «инсинуацию» и на то, что, собираясь сюда, он по крайней мере рассчитывал, что здешняя трибуна обеспечена от обвинений, «опасных для моей личности как гражданина и верноподданного…» Но при этих словах председатель осадил и его, и Фетюкович, поклонясь, закончил свой ответ, провожаемый всеобщим одобрительным говором залы.
Мы могли бы не ссориться из-за их детского поклонения детскому периоду нашей истории; но принимая за серьезное их
православие, но видя их церковную нетерпимость в обе стороны, в сторону науки и в сторону раскола, — мы должны
были враждебно стать против них.
Ильей Муромцем, разившим всех, со стороны
православия и славянизма,
был Алексей Степанович Хомяков, «Горгиас, совопросник мира сего», по выражению полуповрежденного Морошкина.
За обедом один из нежнейших по голосу и по занятиям славянофилов, человек красного
православия, разгоряченный, вероятно, тостами за черногорского владыку, за разных великих босняков, чехов и словаков, импровизировал стихи, в которых
было следующее, не вовсе христианское выражение.
Оттого у Петра Васильевича и не
было, как у его брата, рядом с
православием и славянизмом, стремления к какой-то гуманно-религиозной философии, в которую разрешалось его неверие к настоящему.
Встреча московских славянофилов с петербургским славянофильством Николая
была для них большим несчастьем. Николай бежал в народность и
православие от революционных идей. Общего между ними ничего не
было, кроме слов. Их крайности и нелепости все же
были бескорыстно нелепы и без всякого отношения к III Отделению или к управе благочиния, что, разумеется, нисколько не мешало их нелепостям
быть чрезвычайно нелепыми.
Читал он о Данте, о народности в искусстве, о
православии в науке, и проч.; публики
было много, но она осталась холодна.
Симоновский архимандрит Мелхиседек сам предложил место в своем монастыре. Мелхиседек
был некогда простой плотник и отчаянный раскольник, потом обратился к
православию, пошел в монахи, сделался игумном и, наконец, архимандритом. При этом он остался плотником, то
есть не потерял ни сердца, ни широких плеч, ни красного, здорового лица. Он знал Вадима и уважал его за его исторические изыскания о Москве.
Поневоле приходилось, как Онегину, завидовать параличу тульского заседателя, уехать в Персию, как Печорин Лермонтова, идти в католики, как настоящий Печерин, или броситься в отчаянное
православие, в неистовый славянизм, если нет желания
пить запоем, сечь мужиков или играть в карты.
Православие славянофилов, их исторический патриотизм и преувеличенное, раздражительное чувство народности
были вызваны крайностями в другую сторону. Важность их воззрения, его истина и существенная часть вовсе не в
православии и не в исключительной народности, а в тех стихиях русской жизни, которые они открыли под удобрением искусственной цивилизации.
Муж в церкви, скажут нам мудрые
православия, не может
быть подозреваем, как и Цезарева жена!
Но мой переворот не
был обращением в какую-либо конфессию, в
православие или даже просто в христианство.
Это
было для меня уже не книжное, а опытное познание
православия,
православия, сознающего себя наиболее истинным.
С русским
православием не связано
было никакой борьбы и не
было никаких тяжелых исторических воспоминаний.
Главным лицом тут
был С.Н. Булгаков, один из самых замечательных людей начала века, который первый пришел к традиционному
православию.
На них преобладали протестанты, но эти протестанты
были много консервативнее, традиционнее, авторитарнее, чем я, представляющий
православие.
Там атмосфера не
была духовно-православной, это
была атмосфера императорского, государственного
православия.
В
православии не
было клерикализма, который вдруг начали утверждать как единственно истинное
православие.
У С. Булгакова тогда уже
был решительный поворот к христианству и
православию.
Она
была ближе к
православию, любила «Добротолюбие» и постоянно читала восточную мистико-аскетическую литературу.
То
был голос традиционного, монашески-аскетического
православия, враждебного знанию, науке, культуре.
Социализм и коммунизм, христианство и
православие также могут
быть буржуазными.
Он во всяком случае
был представителем белого, а не черного
православия.
Православие М. Новоселова
было консервативное, с сильным монашески-аскетическим уклоном.
Это
было сближение Православной церкви с церковью Англиканской, представленной так называемыми англо-католиками, наиболее близкими к
православию.
О типе русского
православия начали судить по русской религиозной мысли XIX и XX веков, которая
была своеобразным русским модернизмом и которой не одобряли консервативные церковные круги.
Но никаких признаков возникновения нового творческого сознания внутри церковного
православия заметить нельзя
было.
В те годы обращенность к старцам
была более характерна для интеллигенции, которая хотела стать по-настоящему православной, чем для традиционно-бытовых православных, которые никогда от церковного
православия не отходили.
Мысль моя несвоевременна и сейчас, когда и в
православии, и в католичестве, и в протестантизме
есть возврат к ультраортодоксии.
Я, по совести, не могу себя признать человеком ортодоксального типа, но
православие мне
было ближе католичества и протестантизма, и я не терял связи с Православной церковью, хотя конфессиональное самоутверждение и исключительность мне всегда
были чужды и противны.
«Путь» не
был боевым органом, он лишь давал место для творческих проявлений мысли на почве
православия.
Старец Амвросий принадлежал к очень традиционному типу монашеского
православия,
был достойнейшим его представителем.
Для меня
было ясно, что официальное казенное
православие было бессильно бороться с сектантскими религиозными движениями в народе, оно могло лишь запрещать и преследовать.
Для меня
было ясно, что на почве русского
православия было меньше единства, чем не только на католической, но и на протестантской почве.
То, вероятно,
были моменты наиболее близкие к
православию.
Это
было мещанское, бытовое
православие, занятое исключительно мелочными, хотя и необходимыми, вопросами внешнего церковного устроения.
В городе Дубно нашей губернии
был убит уездный судья. Это
был поляк, принявший
православие, человек от природы желчный и злой. Положение меж двух огней озлобило его еще больше, и его имя приобрело мрачную известность. Однажды, когда он возвращался из суда, поляк Бобрик окликнул его сзади. Судья оглянулся, и в то же мгновение Бобрик свалил его ударом палки с наконечником в виде топорика.