Неточные совпадения
В сем-то смысле первою мерою
воздействия и должна
быть мера кротости.
— Может
быть, но — все-таки! Между прочим, он сказал, что правительство, наверное, откажется от административных
воздействий в пользу гласного суда над политическими. «Тогда, говорит, оно получит возможность показать обществу, кто у нас играет роли мучеников за правду. А то, говорит, у нас слишком любят арестантов, униженных, оскорбленных и прочих, которые теперь обучаются, как надобно оскорбить и унизить культурный мир».
Необъятная и недоступная
воздействию времени Анфимьевна, встретив его с радостью, которой она
была богата, как сосна смолою, объявила ему с негодованием, что Варвара уехала в Кострому.
Если бы я
был русским романистом и имел талант, то непременно брал бы героев моих из русского родового дворянства, потому что лишь в одном этом типе культурных русских людей возможен хоть вид красивого порядка и красивого впечатления, столь необходимого в романе для изящного
воздействия на читателя.
Другое же дело, отдача земли крестьянам,
было не так близко ее сердцу; но муж ее очень возмущался этим и требовал от нее
воздействия на брата. Игнатий Никифорович говорил, что такой поступок
есть верх неосновательности, легкомыслия и гордости, что объяснить такой поступок, если
есть какая-нибудь возможность объяснить его, можно только желанием выделиться, похвастаться, вызвать о себе разговоры.
В русской интеллигенции пробудились инстинкты, которые не вмещались в доктрины и
были подавлены доктринами, инстинкты непосредственной любви к родине, и под их жизненным
воздействием начало перерождаться сознание.
Народ этот
был избран Богом для исполнения провиденциального плана Своего и
был всегда объектом особенного
воздействия божественной благодати.
«Не видя, однако, законных причин для какого бы то ни
было личного
воздействия», — так рассказывал впоследствии Гопкинс газетным интервьюерам, — он решил только подойти поближе для внимательного осмотра.
Стоило некоторым людям, участникам и неучастникам этого дела, свободным от внушения, еще тогда, когда только готовились к этому делу, смело высказывать свое негодование перед совершившимися в других местах истязаниями и отвращение и презрение к людям, участвовавшим в них, стоило в настоящем тульском деле некоторым лицам выразить нежелание участвовать в нем, стоило проезжавшей барыне и другим лицам тут же на станции высказать тем, которые ехали в этом поезде, свое негодование перед совершаемым ими делом, стоило одному из полковых командиров, от которых требовались части войск для усмирения, высказать свое мнение, что военные не могут
быть палачами, и благодаря этим и некоторым другим, кажущимся неважными частным
воздействиям на людей, находящихся под внушением, дело приняло совсем другой оборот, и войска, приехав на место, не совершили истязаний, а только срубили лес и отдали его помещику.
Если бы христианство предлагалось людям в его истинном, а не извращенном виде, то оно бы не
было принято большинством людей, и большинство это осталось бы чуждым ему, как чужды ему теперь народы Азии. Приняв же его в извращенном виде, народы, принявшие его, подверглись хотя и медленному, но верному
воздействию его и длинным, опытным путем ошибок и вытекающих из них страданий приведены теперь к необходимости усвоения его в его истинном значении.
Если бы их
было только малое меньшинство, то оно редко испытало бы что-нибудь худшее, чем презрение мира, а мир между тем, сам того не чувствуя и не
будучи за то благодарен, постоянно становился бы мудрее и лучше от этого тайного
воздействия.
Спустить требования идеала значит не только уменьшить возможность совершенства, но уничтожить самый идеал. Идеал, действующий на людей,
есть не выдуманный кем-то идеал, но идеал, носимый в душе каждым человеком. Только этот идеал полного, бесконечного совершенства действует на людей и подвигает их к деятельности. Умеренное совершенство теряет свою силу
воздействия на души людей.
Но не только если все люди, едущие в этом поезде очнутся и воздержатся от совершения начатого дела, если очнутся и воздержатся хоть некоторые из них и выскажут смело другим людям преступность этого дела, то и тогда
воздействие этих нескольких людей может сделать то, что и остальные люди очнутся от того внушения, под которым они находились, и предполагаемое злодеяние не
будет совершено.
Влияние духовное
есть такое
воздействие на человека, вследствие которого изменяются самые желания человека и совпадают с тем, что от него требуют.
Не
будь в некоторых людях ясного сознания того, что то, что они делают, — дурно, и не
будь вследствие этого
воздействий в этом смысле людей друг на друга, произошло бы то, что
было в Орле.
Будь это сознание еще сильнее и
воздействий этих еще больше, очень может
быть, что губернатор не решился бы даже ехать на место действия.
Будь сознание еще сильнее и
воздействий еще больше, очень может
быть, что не решился бы и министр предписывать и государь утверждать такое решение.
Насилие уменьшается и уменьшается и, очевидно, должно прекратиться, но не так, как представляют это себе некоторые защитники существующего строя, тем, что люди, подлежащие насилию, вследствие
воздействия на них правительств,
будут делаться всё лучше и лучше (вследствие этого они, напротив, становятся всегда хуже), а вследствие того, что так как все люди постоянно становятся лучше и лучше, то и наиболее злые люди, находящиеся во власти, становясь всё менее и менее злыми, сделаются уже настолько добры, что станут неспособны употреблять насилие.
Так, в том случае, который
был передо мною, каждый из людей, участвовавших в этом деле, находился тем более под
воздействием снизу требования распоряжений и тем менее под
воздействием приказаний свыше, чем выше
было его положение, и наоборот.
Будь это сознание еще сильнее и потому количество этих
воздействий больше, чем то, какое
было, очень может
быть, что губернатор с войсками не решился бы даже и срубить леса, отдавая его помещику.
Достигается это одурение и озверение тем, что людей этих берут в том юношеском возрасте, когда в людях не успели еще твердо сложиться какие-либо ясные понятия о нравственности, и, удалив их от всех естественных человеческих условий жизни: дома, семьи, родины, разумного труда, запирают вместе в казармы, наряжают в особенное платье и заставляют их при
воздействии криков, барабанов, музыки, блестящих предметов ежедневно делать известные, придуманные для этого движения и этими способами приводят их в такое состояние гипноза, при котором они уже перестают
быть людьми, а становятся бессмысленными, покорными гипнотизатору машинами.
Но не столько
было замечательно то, что Феденька не почувствовал в своем положении никакой против прежнего перемены, сколько то, что самый объект его административных
воздействий нимало не изменил своей физиономии.
Но они решительно не понимают, что требование, выраженное в форме столь резкой и даже неучтивой, должно стеснить свободу
воздействия, и потому отнюдь не может
быть терпимым.
Таким образом, оказывается, что все стоящее до известной степени выше ординарного уровня жизни, все представляющее собой выражение идеала в каком бы то ни
было смысле: в смысле ли будущего или в смысле прошедшего — все это становится заповедною областью, недоступною ни для
воздействия публицистики, ни для художественного воспроизведения.
— Понимаю. Такова, бесспорно, воспитательная сторона становой практики. Но рядом с нею, к сожалению, мы провидим и сторону пресекательную. Встречаются, по временам, субъекты, которые намеренно… а впрочем, большею частью ненамеренно… ускользают от воспитательного
воздействия и, разумеется, навлекают этим на себя гнев… Каким образом, то
есть с какою степенью строгости предполагаете вы поступать относительно них?
Кроме действующих сил добра и зла, в обществе
есть еще известная страдательная среда, которая, преимущественно, служит ареной для всякого
воздействия.
Такое невольное подчинение внешним
воздействиям бывает причиною дурных, несогласных с требованиями совести, поступков.
Будь настороже против таких внешних
воздействий и не подчиняйся им.
Это
была эстафета от полковника Пшецыньского, который объяснял, что, вследствие возникших недоразумений и волнений между крестьянами деревни Пчелихи и села Коршаны, невзирая на недавний пример энергического укрощения в селе Высокие Снежки, он, Пшецыньский, немедленно, по получении совместного с губернатором донесения местной власти о сем происшествии, самолично отправился на место и убедился в довольно широких размерах новых беспорядков, причем с его стороны истощены уже все меры кротости, приложены все старания вселить благоразумие, но ни голос совести, ни внушения власти, ни слова святой религии на мятежных пчелихинских и коршанских крестьян не оказывают достодолжного
воздействия, — «а посему, — писал он, — ощущается необходимая и настоятельнейшая надобность в немедленной присылке военной силы; иначе невозможно
будет через день уже поручиться за спокойствие и безопасность целого края».
Что вы знаете или мните о природе вещей, лежит далеко в стороне от области религии: воспринимать в нашу жизнь и вдохновляться в этих
воздействиях (вселенной) и в том, что они пробуждают в нас, всем единичным не обособленно, а в связи с целым, всем ограниченным не в его противоположности иному, а как символом бесконечного — вот что
есть религия; а что хочет выйти за эти пределы и, напр., глубже проникнуть в природу и субстанцию вещей,
есть уже не религия, а некоторым образом стремится
быть наукой…
Без ее освящающего и животворящего
воздействия человечество не могло бы близиться к разрешению тех творческих задач, которые правомерно ставятся перед ним на этом пути, и в этом смысле теургия
есть божественная основа всякой софиургии.
Итак, на предварительный и общий вопрос «как возможна религия?» отвечаем: религия
есть непосредственное опознание Божества и живой связи с Ним, она возможна благодаря религиозной одаренности человека, существованию религиозного органа, воспринимающего Божество и Его
воздействие.
Религия
есть порождение божественного духа, не изобретение человека, но дело божественного
воздействия и влияния на него.
Напротив, Христос
был, хотя и в чисто природном своем
воздействии, светом язычников; собственно Он
был потенцией язычества; в нем образовал Он почву, которая некогда должна
была принять семя христианства, для которого иудейство
было слишком узко.
Этим поставлен
был и более общий вопрос: существует ли несозданная, следовательно, вечная божественная энергия, которою Бог открывается людям, единая, но многообразная и многоликая, нераздельная, но разделяющаяся для приобщающихся ее благодатному
воздействию, или же Бог непосредственно открывается людям, употребляя для этого тварные, во времени созидаемые средства?
«Природа» романтиков никогда не
была «природой» естественнонаучного познания и технического
воздействия, не
была «природой» необходимости и закономерности.
Париж последовательно вводил меня в круг идей и интересов, связанных с великой борьбой трудового человечества. Я не примыкал ни к какой партии или кружку, не делался приверженцем той или иной социалистической доктрины, и все-таки, когда я попал на заседание этого конгресса, я
был наглядным, прямым
воздействием того, что я уже видел и слышал, подготовлен к дальнейшему знакомству с миром рабочей массы, пробудившейся в лице своей интеллигенции от пассивного ярма к формулированию своих упований и запросов.
Этот радетель славяно-русского дела
был типичный образец заграничного батюшки, который сумел очень ловко поставить свой дом центром русского
воздействия под шумок на братьев славян, нуждавшихся во всякого рода — правда, очень некрупных — подачках. У него каждую неделю
были и утренние приемы, после обедни, и вечерние. Там можно
было всегда встретить и заезжих университетских молодых людей, и славянскую молодежь.
Кроме того Каутский рассматривает христианство не столько с точки зрения борьбы классов, сколько как результат
воздействия социальной среды, т. е. он склонен к «механическому», а не «диалектическому» объяснению, что
есть ересь.