Неточные совпадения
— Мысль, что «
сознание определяется бытием», — вреднейшая мысль, она ставит человека в позицию механического приемника впечатлений бытия и не может объяснить, какой же силой покорный
раб действительности преображает ее? А ведь действительность никогда не была — и не будет! — лучше человека, он же всегда был и будет не удовлетворен ею.
В более глубоком смысле свобода есть совершеннолетие человека,
сознание долга перед Богом быть свободным существом, а не
рабом.
Христианин может подвергаться внешнему насилию, может быть лишен телесной свободы, может быть не свободен от своих страстей (делающий грех есть
раб греха), но не может быть не свободен в том смысле, чтобы быть принужденным какою-либо опасностью или какою-либо внешнею угрозою к совершению поступка, противного своему
сознанию.
Древний
раб знал, что он
раб от природы, а наш рабочий, чувствуя себя
рабом, знает, что ему не надо быть
рабом, и потому испытывает мучения Тантала, вечно желая и не получая того, что не только могло, но должно бы быть. Страдания для рабочих классов, происходящие от противоречия между тем, что есть и что должно бы быть, удесятеряются вытекающими из этого
сознания завистью и ненавистью.
Будет ли он господином или
рабом, человек нашего времени не может не испытывать постоянного мучительного противоречия
сознания с действительностью и вытекающих из него страданий.
У
рабов никогда не было бога, они обоготворяли человеческий закон, извне внушённый им, и вовеки не будет бога у
рабов, ибо он возникает в пламени сладкого
сознания духовного родства каждого со всеми!
Единая мысль разбилась на тысячу мыслей, и каждая из них была сильна, и все они были враждебны. Они кружились в диком танце, а музыкою им был чудовищный голос, гулкий, как труба, и несся он откуда-то из неведомой мне глубины. Это была бежавшая мысль, самая страшная из змей, ибо она пряталась во мраке. Из головы, где я крепко держал ее, она ушла в тайники тела, в черную и неизведанную его глубину. И оттуда она кричала, как посторонний, как бежавший
раб, наглый и дерзкий в
сознании своей безопасности.
Но человек становится господином другого потому, что по структуре своего
сознания он стал
рабом воли к господству.
Господин есть для себя существующее
сознание, но которое через другого, через
раба существует для себя.
Я вижу три состояния человека, три структуры
сознания, которые можно обозначить как «господин», «
раб» и «свободный».
И это прежде всего означает такое изменение структуры
сознания, при котором исчезает объективация, нет противоположения субъекта и объекта, нет господина и
раба, есть бесконечность, исполненная универсальным содержанием субъективность, есть царство чистой экзистенциальности.
Если же человек остается существом материальным и экономическим, духовная же его природа признается иллюзией
сознания, обманной идеологией, то человек остается
рабом и
раб по природе.
Человек стал
рабом принадлежащих ему материальных благ, и сама идея абсолютной частной собственности исказила его нравственное
сознание и сделала его несправедливым.
Могучий Хозяин моего
сознания, он
раб неведомых мне сил.
Марионетки,
рабы Неведомого, тени темного… Ходят, слепо живут своим маленьким
сознанием и не видят огромной, клубящейся внизу темноты… И к ним обращаться с вопросами!..
Рабы и насильники, в которых не изменилось ни одно чувство и не появилось никаких проблесков нового, лучшего
сознания, расхаживают и разъезжают в костюмах новых, свободных людей.
Поистине направление нашего
сознания и нашего мышления на объективное, на незаинтересованное выяснение истины есть один из методов лечения наших болезней, есть освобождение от социальной злобы и ненависти, которая делает
рабами.
Как только уставшие дьячки (певшие двадцатый молебен) начинали лениво и привычно петь: «спаси от бед
рабы твоя, Богородице», и священник и дьякон подхватывали: «яко вси по Бозе к Тебе прибегаем, яко нерушимой стене и предстательству» — на всех лицах вспыхивало опять то же выражение
сознания торжественности наступающей минуты, которое он видел под горой в Можайске и урывками на многих и многих лицах, встреченных им в это утро; и чаще опускались головы, встряхивались волоса, и слышались вздохи и удары крестов по грудям.