Неточные совпадения
И действительно, он не навязывал: никак нельзя было спастись от того, чтоб он, когда находил это нужным, не высказал вам своего мнения настолько, чтобы вы могли понять, о чем и в каком
смысле он хочет говорить; но он делал это в двух — трех словах и потом спрашивал: «Теперь вы знаете, каково было бы
содержание разговора; находите ли вы полезным иметь такой разговор?» Если вы сказали «нет», он кланялся и отходил.
Когда я говорю с братом по духу, у которого есть та же вера, что и у меня, мы не уславливаемся о
смысле слов и не разделены словами, для нас слова наполнены тем же реальным
содержанием и
смыслом, в наших словах живет Логос.
Особенно труден стал язык с тех пор, как реальный
смысл, реальное
содержание слов почти утеряно, значение слов стало номинальным.
Разрубить этот узел — значит радикально порвать с номинализмом слов, вернуть словам их реальное, онтологическое
содержание и
смысл.
Если отдаться исключительно власти формально-рассудочного начала, то мы фатально попадаем в царство номинализма слов, слов, лишенных реального
смысла, форм, лишенных реального
содержания.
Отрицание церкви есть отрицание свободы во Христе, отрицание общения в любви, основанного Христом, отрицание
содержания и
смысла свободы.
Рационалисты те, для кого утрачено реальное
содержание и реальный
смысл слов и понятий, мистики те, для кого слова и понятия полны живого, реального
содержания и
смысла.
Я ведь отлично знаю, какой реальный
смысл и реальное
содержание имеет изреченная мною мысль, когда я говорю: «то-то есть», а «того-то нет».
О, тогда поймут друг друга, тогда все слова будут полны реального
содержания и
смысла.
Надеяся твердо на ваше благоразумие и осторожность, мы вам поручаем: когда назначаемые к переводу, печатанию или продаже сочинения или книги к вам принесены будут, то вы рассмотрите их
содержание, и если нелегко можно дать им истинный
смысл или могут возродить заблуждения и соблазны или оскорбить целомудрие, то оные отвергните; те, которые вы отпустите свободными, имеете вы подписать своеручно, а именно на конце двое от вас, дабы тем виднее было, что те книги вами смотрены и утверждены.
Каждый шаг и каждое слово получало теперь определенный
смысл, глубокое внутреннее
содержание.
Просматривавшие письма декабристов администраторы заподозрили в этом названии таинственный
смысл революционного
содержания; завелась переписка.
На днях наша дружеская полемика получила новую богатую пищу. В газетах появилась речь одного из эльзас-лотарингских депутатов, Тейтча, произнесенная в германском рейхстаге. Речь эта, очень мало замечательная в ораторском
смысле, задела нас за живое внезапностью своего
содержания. Никто из нас не ожидал, чтобы мог выступить, в качестве спорного, такой предмет, о котором, по-видимому, не могло существовать двух различных мнений. Этот оказавшийся спорным предмет — любовь к отечеству.
Забиякин. Да-с, вот и просьба в этом
смысле написана… тут вот сбоку покрупнее написано вкратце
содержание: о медленности крутогорского полицеймейстера Кранихгартена по делу об обиде евреем Гиршелем отставного прапорщика Забиякина — знаете, чтоб его сиятельству сразу было видно, в чем дело.
С представлением о Франции и Париже для меня неразрывно связывается воспоминание о моем юношестве, то есть о сороковых годах. Да и не только для меня лично, но и для всех нас, сверстников, в этих двух словах заключалось нечто лучезарное, светоносное, что согревало нашу жизнь и в известном
смысле даже определяло ее
содержание.
Я изложил, как умел,
смысл и
содержание памятника и, разумеется, привел бесшабашных советников в восхищение.
Егора Егорыча несказанно поразило это письмо. Что Сусанна умна, он это предугадывал; но она всегда была так сосредоточенна и застенчива, а тут оказалась столь откровенной и искренней, и главным образом его удивил
смысл письма: Сусанна до того домолилась, что могла только повторять: «Господи, помилуй!». «Теперь я понимаю, почему она напоминает мадонну», — сказал он сам себе и, не откладывая времени, сел за письмо к Сусанне, которое вылилось у него экспромтом и было такого
содержания...
Эти свойства, и сами по себе очень ценные, приобретают еще более ценное значение в том
смысле, что дают жизни богатое и разнообразное
содержание.
Старая мода скандирования стихов гремевшими трагиками уже прошла, мелодекламация, скрывающая недостатки стиха, была не нужна, потому что стихи выбирались по Пушкину — «если брать рифму, бери лучшую», да и
содержание выбиралось глубокое, а главное, по возможности или с протестом, или с гражданской скорбью, всегда со
смыслом.
Взятый сам по себе, со стороны своего внутреннего
содержания, этот тип не весьма выразителен, а в
смысле художественного произведения даже груб и не интересен; но он представляет интерес в том отношении, что служит наивернейшим олицетворением известного положения вещей.
Автор не менее, нежели кто-нибудь, признает необходимость специальных исследований; но ему кажется, что от времени до времени необходимо также обозревать
содержание науки с общей точки зрения; кажется, что если важно собирать и исследовать факты, то не менее важно и стараться проникнуть в
смысл их. Мы все признаем высокое значение истории искусства, особенно истории поэзии; итак, не могут не иметь высокого значения и вопросы о том, что такое искусство, что такое поэзия.
В одно время личность бывает исполнена сознанием своей нравственной цели, является так, как есть, прекрасною в глубочайшем
смысле слова; но в другое время человек занят бывает чем-нибудь имеющим только посредственную связь с целью жизни его, и при этом истинное
содержание характера не проявляется в выражении лица; иногда человек бывает занят делом, возлагаемым на него только житейскою или жизненною необходимостью, и при этом всякое высшее выражение погребено под равнодушием или скукою, неохотою.
Итак, 1) прекрасное как единство идеи и образа вовсе не характеристическая особенность искусства в том
смысле, какой придается этому слову эстетикою; 2) «единство идеи и образа» определяет одну формальную сторону искусства, нисколько не относясь к его
содержанию; оно говорит о том, как должно быть исполнено, а не о том, что исполняется.
Таким образом, каждая картина, каждый стих у Кольцова имеет свой
смысл, свое значение по отношению к человеку. Он старался еще глубже понять этот
смысл, заключенный в природе, и в этом старании отыскать
смысл везде, во всем мире, состоит
содержание его дум. Он говорит...
Суть ли идейные первоначала бытия лишь идеальные схемы, которые по
содержанию беднее, суше, однообразнее, нежели они же в «смешении» с материей в реальностях нашего мира, или же, напротив, им принадлежит реальность in sensu eminentissimo [В самом высшем
смысле (лат.).], реальнейшая реальность, realitas realissima?
Для того чтобы правомерно поставить этот вопрос в трансцендентальном
смысле, не нужно еще предрешать вопроса о характере религии и данном ее
содержании; достаточно лишь того, чтобы можно было и относительно религии поставить то же самое если, какое подразумевается относительно науки, этики, эстетики: если. она есть.
Отрицание всякого определения и
содержания, составляющее основу отрицательного понятия, — отрицательность, как таковая, может иметь различную энергию и разное происхождение и
смысл.
Наконец, вере может быть доступно даже настоящее, поскольку дело идет о неизвестных рассудку его законах [Во II главе Послания к Евреям вере дано истолкование и в том и в другом
смысле: «верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (ст. 3); дальнейшее
содержание главы говорит о вере как основе не мотивированных разумом и оправдываемых только верою поступков (см. всю эту главу).].
Вообще виды «откровения», как и предметы его, могут быть различны: и природные, и божественные, и демонические (так наз. у отцов церковных «прелесть»); оно может исходить из разных миров и иерархий, и само по себе «откровение» с выражающим его мифом, понимаемое в
смысле формально-гносеологическом, может иметь различное
содержание: и доброе и злое, и истинное и обманное (ибо ведь и сатана принимает вид ангела света), поэтому сам по себе «откровенный» или мистический характер данного учения говорит только об интуитивном способе его получения, но ничего еще не говорит об его качестве.
Во избежание недоразумений прибавим, что понятие «божество, бог» берется нами пока в самом широком и неопределенном
смысле, объемлющем различные религии, как формальная категория, применимая ко всевозможному
содержанию.
Беме «запутывает само Божество в своеобразный природный процесс», и природа для Беме есть Бог не только в том
смысле, что она по своему положительному бытийственному
содержанию коренится в Боге, но и в том
смысле, что она есть необходимое орудие Его самораскрытия или внутренней диалектики, «чрез нее Он живет», без этого «сам Бог не знает, что Он есть» [Аврора, 344, § 17.].
Еще в «Феноменологии духа» Гегель дал следующую меткую характеристику «исторического» направления в немецком богословии, которое сделалось столь влиятельно в наши дни: «Просветительство (Die Aufklärung) измышляет относительно религиозной веры, будто ее достоверность основывается на некоторых отдельных исторических свидетельствах, которые, если рассматривать их как исторические свидетельства, конечно, не могли бы обеспечить относительно своего
содержания даже степени достоверности, даваемой нам газетными сообщениями о каком-нибудь событии; будто бы, далее, ее достоверность основывается на случайности сохранения этих свидетельств, — сохранении, с одной стороны, посредством бумаги, а с другой — благодаря искусству и честности при перенесении с одной бумаги на другую, и, наконец, на правильном понимании
смысла мертвых слов и букв.
Т. 1. С. 140).], и, чтобы не подвергнуться очистительной и убийственной карме [Карма — букв.: «деяние», «поступок» — одно из главных понятий индийской философии, обозначающее в самом широком
смысле совокупность всех человеческих поступков и их последствия в его последующих существованиях.] дальнейшего диалектического процесса, на который обречено отвлеченное от всякого
содержания или окачествования бытие у Гегеля, надо с самого же начала спасти его от превращения в ничто определенным что.
В этом
смысле мужи духовного опыта и различают в ней за внешним, буквальным
содержанием, плотью слова, исторической одеждой, еще и таинственный, символический
смысл, открывающийся лишь благоговению.
Но пустая форма бессмертия в философском
смысле, — какое
содержание она гарантирует? Что-то огромное? «Да почему же непременно огромное?» В душе человека только мрак и пауки. Почему им не быть и там? Может быть, бессмертие — это такой тусклый, мертвый, безнадежный ужас, перед которым страдальческая земная жизнь — рай?
Живая жизнь не может быть определена никаким конкретным
содержанием. В чем жизнь? В чем ее
смысл? В чем цель? Ответ только один: в самой жизни. Жизнь сама по себе представляет высочайшую ценность, полную таинственной глубины. Всякое проявление живого существа может быть полно жизни, — и тогда оно будет прекрасно, светло и самоценно; а нет жизни, — и то же явление становится темным, мертвым, и, как могильные черви, в нем начинают копошиться вопросы: зачем? для чего? какой
смысл?
— Кой чёрт небрежно? В небрежном письме
смысл и лад есть, есть
содержание, а у тебя… извини, даже названия подобрать не могу! Сплошная белиберда! Слова и фразы, а
содержания ни малейшего. Всё твое письмо похоже точь-в-точь на разговор двух мальчишек: «А у нас блины ноне!» — «А к нам солдат пришел!» Мочалу жуешь! Тянешь, повторяешься… Мысленки прыгают, как черти в решете: не разберешь, где что начинается, где что кончается… Ну, можно ли так?
Его речи отличались своим громадным деловым
содержанием и колоссальными размерами. Раз при мне он говорил около трех часов без перерыва, а был уже в те годы"старцем"в полном
смысле. Но его, также южные, стойкость и юркость делали из него неутомимейшего борца за буржуазную свободу во вкусе Июльской монархии. Убежденным республиканцем он, я думаю, никогда не был, даже тогда, когда сделался президентом Третьей республики.
Только благодаря такому низкому, мелкому пониманию значения драмы и появляется среди нас то бесчисленное количество драматических сочинений, описывающих поступки, положения, характеры, настроения людей, не только не имеющих никакого внутреннего
содержания, но часто не имеющих никакого человеческого
смысла [Пускай не думает читатель, что я исключаю написанные мной случайно театральные пьесы из этой оценки современной драмы.
— Уж не верите ли и вы той сплетне, что я живу на
содержании у Гиршфельда? Так знайте же, что я на самом деле богата, но это богатство куплено ценою моего ума, а не тела; в последнем
смысле — я не продаюсь…
Никто не сумел бы передать
содержания сначала торжественной и под конец простодушно-стариковской речи фельдмаршала; но сердечный
смысл этой речи не только был понят, но то самое чувство величественного торжества в соединении с жалостью к врагам и сознанием своей правоты, выраженное именно этим стариковским, добродушным ругательством, — это самое чувство лежало в душе каждого солдата и вырази лось радостным, долго неумолкавшим криком.
Словесные лозунги соответствуют известным настроениям и потому приобретают силу, но строгого
смысла и
содержания они могут быть лишены.
Нить, связующая мир с церковью, дававшей
смысл миру, становилась всё слабее и слабее по мере того, как
содержание, соки жизни всё более и более переливались в мир. И теперь, когда соки все перелились, связующая нить стала только помехой.
Все это, в настоящем художественном
смысле, для людей, понимающих дело, было жалко и ничтожно, но затем
содержание писем изменялось, и Пик скоро забредил о женщинах.