Неточные совпадения
Он довольно быстро находил и определял основную
систему фраз, в которую тот или другой человек привык укладывать свой
опыт.
Поэтому я хочу еще написать метафизику, которая, конечно, не будет рациональной
системой [Сейчас уже издана моя новая книга, которая целостно выражает мою метафизику: “
Опыт эсхатологической метафизики.
Но — чудное дело! превратившись в англомана, Иван Петрович стал в то же время патриотом, по крайней мере он называл себя патриотом, хотя Россию знал плохо, не придерживался ни одной русской привычки и по-русски изъяснялся странно: в обыкновенной беседе речь его, неповоротливая и вялая, вся пестрела галлицизмами; но чуть разговор касался предметов важных, у Ивана Петровича тотчас являлись выражения вроде: «оказать новые
опыты самоусердия», «сие не согласуется с самою натурою обстоятельства» и т.д. Иван Петрович привез с собою несколько рукописных планов, касавшихся до устройства и улучшения государства; он очень был недоволен всем, что видел, — отсутствие
системы в особенности возбуждало его желчь.
— Более всего на начале разных местностей и народностей, а частию исповеданий, а также и по наклонностям молодых людей к той или другой философской
системе; это я знаю по собственному
опыту: нас, русских, в то время студировало только двое: Пилецкий и я, и он меня ввел в корпорацию мистиков.
— Ну да, это так. Это
опыт удачный. Но сам по себе он не имеет еще большого значения. Он важен… он действительно важен… но лишь в связи с другими подобными же
опытами, долженствующими дать совершенно новые основания нашей сельской жизни. Рыбоводство, скотоводство, свиноводство, садоводство — tout se lie, tout s’enchaine dans ce monde! [Все переплетено, все связано в этом мире! (фр.)] А моя
система — это именно целый мир!
Источник подобных противоречий, не всегда избегаемых
системою, о которой мы говорим, — смешение в ней гениальных выводов из
опыта и столько же гениальных, но страждущих внутреннею несостоятельностью попыток подчинить все их априористическому взгляду, который часто противоречит им.
Из них замечательнее других были: «Чтения о новом общественном устройстве»; «
Опыт об образовании человеческого характера»; «Шесть чтений в Манчестере»; «План разумной
системы»; «Книга нового нравственного мира».
Только некоторые скептики решались уверять, что тут что-нибудь да не так и что, во всяком случае, из успеха частного
опыта ничего нельзя заключать о достоинстве всей
системы, приложенной Овэном к нью-лэнэркским фабричным.
Это положение есть не только аналитическое суждение, выведенное на основании рассмотрения понятия религии, но вместе с тем и религиозное синтетическое суждение a priori [Синтетические суждения a priori — в
системе Канта такие суждения, которые увеличивают данное познание и при этом проистекают не из
опыта, а из свойств человеческого мышления.].
Новейшая германская философия также отличается идеалистическим отвержением подлинной телесности, которая понимается лишь как трансцендентальная схема чувственного
опыта или его неразложимый остаток; в спиритуалистических же
системах философии, типа Лейбница или Лотце, она истолковывается исключительно в терминах духа, как его состояние, т. е. сама по себе тоже объявляется иллюзией.
Таким образом устраняется кажущееся противоречие между личным характером религиозного
опыта, устраняющим извне принудительно данную догматику (ибо догматика не геометрия), и объективной
системой догматов, в которой выражается сверхличное (и как будто безличное), кафолическое, сознание церкви.