Неточные совпадения
— Вспомните, что
русский барин Герцен угрожал царю мужицким топором, а затем покаянно воскликнул по адресу царя: «Ты победил, Галилеянин!» Затем ему пришлось каяться в том, что первое покаяние его было преждевременно и наивно. Я утверждаю, что наивность — основное качество народничества; особенно ясно видишь это, когда
народники проповедуют пугачевщину, мужицкий бунт.
Русские социал-демократы или
народники также упрощенно морализовали над историей при помощи своих социологических схем, как и славянофилы, как и толстовцы, при помощи схем религиозно-онтологических и религиозно-моральных.
Нужно ведь признать, что и славянофилы и
народники и разные
русские религиозные направления не всегда только дух противополагали машине и власти материальности, но также противополагали более развитой технике и хозяйству технику и хозяйство менее развитое, отсталое и примитивное.
Но Вл. Соловьев не был
народником, и, в отличие от других представителей
русской мысли, он признает положительную миссию государства, требуя только, чтобы государство было подчинено христианским началам.
Он восклицает: «Социальность, социальность или смерть!» Белинский является предшественником
русского коммунизма, гораздо более Герцена и всех
народников.
Типичный
народник по своему социальному миросозерцанию, он остался индивидуальной и оригинальной фигурой в истории
русской социальной мысли.
Кружок реалистов-народников, образовавший"Могучую кучку", отстаивая
русскую своеобразность, считал своими западными руководителями таких музыкантов, как Шуман, Лист и Берлиоз.
А Михайловский и его «
Русское богатство» все продолжали твердить о том, что марксизм ведет к примирению с действительностью и к полнейшей пассивности. В весело-грозовой атмосфере захватывающей душу работы, борьбы и опасности как смешны казались эти упреки! А у самого Михайловского, в сущности, давно уже не было никаких путей. Он открещивался от народничества, решительно отклонял от себя название
народника. И, по-видимому, совершенно уже утратил всякую веру в революцию.
Славянофилы были горячими защитниками общины, которую считали органическим и оригинально
русским укладом хозяйственной жизни крестьянства, как думали все
народники.
Воля к власти, проповедуемая Ткачевым, была очень противоположна настроениям
русских социалистов-народников.
Все
народники идеализировали уклад крестьянской жизни, крестьянская община представлялась им оригинальным продуктом
русской истории, идеальным типом или, по выражению Н. Михайловского, высоким типом низкой ступени развития.
Первые
русские марксисты были более европейцами, более западными людьми, чем
народники.
Народники верили в особые пути развития России, в возможность миновать западный капитализм, в предназначение
русского народа разрешить социальный вопрос лучше и скорее, чем на Западе.
Если тип
русского революционера-народника был по преимуществу эмоциональный, то тип
русского революционера-марксиста был по преимуществу интеллектуальный.
В 70-х годах уже намечались те споры, которые вели в 90-е годы
русские марксисты и
народники, а в начале XX века марксисты-большевики и марксисты-меньшевики.
Он не был противником индустриального развития, подобно многим другим
народникам, но он ставит традиционный для
русской мысли XIX века вопрос о том, может ли Россия избежать капиталистического периода развития, и решает его в том смысле, что Россия может сократить до нуля срок капиталистического периода и прямо перейти от низших форм хозяйства к хозяйству социалистическому.
Бакунин
народник в том смысле, что он верит в правду, скрытую в трудовом народе, в темной массе и особенно
русском народе, который он считал народом-бунтарем по преимуществу.
У
русских атеистических социалистов-народников есть черты сходства с народниками-славянофилами.
Достоевский открывал в
русском народе жуткую стихию, страстную и сладострастную, которой не заметили наши писатели-народники.
Основная марксистская истина, которую провозглашали первые
русские марксисты в своих боях с
народниками, та истина, что России предстоит еще пройти через эпоху капиталистического промышленного развития, что буржуазии предстоит еще у нас политически и экономически прогрессивная роль, что не может быть скачка в социалистическое царство из во всех отношениях отсталого старого
русского царства, была основательно забыта социал-демократами еще в 1905 году.
И
русские социал-демократы, которые начали свое существование с борьбы против народничества, в сущности психологически и морально остались
народниками и сейчас, во время революции, находятся во власти всех народнических иллюзий.
В это, по-видимому, поверили не только наши социалисты-народники, но и наши социал-демократы, в это хотят верить и разные
русские писатели и мыслители, склонные находиться в обладании стихией.
И не есть ли эсхатологическое и апокалиптическое истолкование религиозными
народниками всех
русских несчастий и
русских грехов — одна из
русских иллюзий и соблазнов, порожденных
русским самомнением?
Но что раскрыл из себя и обнаружил тот «народ», в который верили
русские славянофилы и
русские революционеры-народники, верили Киреевский и Герцен, Достоевский и семидесятники, «ходившие в народ», новейшие религиозные искатели и
русские социал-демократы, переродившиеся в восточных
народников?