Неточные совпадения
Идея демократии была осознана и формулирована в такую историческую эпоху, когда
религиозное и философское
сознание передовых слоев европейского человечества было выброшено на поверхность и оторвано от глубины, от духовных истоков
человека.
Религиозное же
сознание должно бороться с этими разлагающими и обессиливающими теориями социальной среды во имя творческой активности
человека, во имя его высшей свободы, во имя высшего смысла жизни.
Вера в
человека, в его творческую свободу и творческую мощь возможна лишь для
религиозного сознания, а никогда не для позитивистического
сознания, которое смотрит на
человека, как на рефлекс материальной среды, природной и социальной.
Отец был
человек глубоко
религиозный, но совершенно не суеверный, и его трезвые, иногда юмористические объяснения страшных рассказов в значительной степени рассеивали наши кошмары и страхи. Но на этот раз во время рассказа о сыне и жуке каждое слово Скальского, проникнутое глубоким убеждением, падало в мое
сознание. И мне казалось, что кто-то бьется и стучит за стеклом нашего окна…
Неполнота христианского
религиозного сознания, неспособность его победить мир привели к страданиям нового
человека, новым страданиям, неведомым старине.
Только новое
религиозное сознание может осмыслить все, что произошло нового с
человеком, может ответить на его недоумение, излечить его от тяжкой болезни дуализма, которой страдало все христианство в истории и которое передалось миру, с христианством порвавшему.
Индийская идея метемпсихоза чужда и противна христианскому
сознанию, так как противоречит
религиозному смыслу земной истории человечества, в которой совершается искупление и спасение мира, являлся Бог в конкретном образе
человека, в которой Христос был единственной, неповторимой точкой сближения и соединения Бога и человечества.
Люди религиозного сознания легко впадают в соблазн отрицания истории, для них закрывается смысл трудового развития культуры и религиозно нейтрального процесса гуманизации.
Все эти
люди отрицали веру своим
сознанием, но они верили в разные вещи, часто столь же невидимые, как и объекты подлинно
религиозной веры.
Новое
религиозное сознание Третьего Завета изобличит ложь старых теократий, смешавших человеческое с божеским, и новых демократий, обожествивших человеческое, и поведет к новой и вечной теократии, в которой власть будет подлинно божеской, а
человек, подчинившийся этой власти, будет поднят на высоту божественную.
На пустом месте
религиозного сознания христианского мира, которое до сих пор заполнялось ложью, появился гуманизм и стал поднимать
человека, ставить его на ноги.
Это страдание нового
человека требует нового преодоления, разрешения его в опыте нового, более полного
религиозного сознания.
Религиозное сознание побеждает давящую бесконечность звездного неба иной бесконечностью, раскрывающейся в божественных связях
человека.]
Патриархальные религии обоготворяли семьи, роды, народы; государственные религии обоготворяли царей и государства. Даже и теперь большая часть малообразованных
людей, как наши крестьяне, называющие царя земным богом, подчиняются законам общественным не по разумному
сознанию их необходимости, не потому, что они имеют понятие об идее государства, а по
религиозному чувству.
Как очень редко отдельный
человек изменяет свою жизнь только по указаниям разума, а большей частью, несмотря на новый смысл и новые цели, указываемые разумом, продолжает жить прежнею жизнью и изменяет ее только тогда, когда жизнь его становится совсем противоречащей его
сознанию и вследствие того мучительной, точно так же человечество, узнав через своих
религиозных руководителей новый смысл жизни, новые цели, к которым ему нужно стремиться, долго еще и после этого познания продолжает в большинстве
людей жить прежней жизнью и приводится к принятию нового жизнепонимания только
сознанием невозможности продолжения прежней жизни.
Решает этот вопрос бесповоротно и безапелляционно
религиозное сознание или совесть каждого отдельного
человека, перед которым невольно с общей воинской повинностью становится вопрос о существовании или несуществовании государства.
Психология народных обрядов коренится в
религиозном миросозерцании. Заклинающий
человек властен над природой, она служит только ему; оттого он сам чувствует себя богом. Это подтверждается массой фактов, собранных о людях-богах. Состояние
сознания заклинающего природу, по словам Е. В. Аничкова, еще не религия, но то смутное мировоззрение, в котором таились уже зачатки религии. Заклинание — это древнейшая форма
религиозного сознания. [Там же, стр. 38–39]
Люди говорят о нравственном и
религиозном учении и о совести, как о двух раздельных руководителях
человека. В действительности же есть только один руководитель — совесть, то есть
сознание того голоса бога, который живет в нас. Голос этот несомненно решает для каждого
человека, что ему должно и чего не должно делать. И этот голос всегда может быть вызван в себе всяким
человеком усилием мысли.
Бог в трансцендентности своей бесконечно удален от
человека, уходит от него в запредельную тайну, оставляя в
религиозном сознании одно НЕ, одно СВЕРХ, одну пустоту.
Веления совести, которые
человек считает для себя законом, получают и
религиозную санкцию, и это тем острее, чем глубже
религиозное сознание: они облекаются в форму
религиозных заповедей, нарушение которых ощущается как грех (а это есть уже религиозно-нравственная категория).
Истины религии, открывающиеся и укореняющиеся в детски верующем
сознании непосредственным и в этом смысле чудесным путем, изживаются затем
человеком и в его собственной человеческой стихии, в его имманентном самосознании, перерождая и оплодотворяя его [Гартман, среди новейших философов Германии обнаруживающий наибольшее понимание религиозно-философских вопросов, так определяет взаимоотношение между общей философией и
религиозной философией: «
Религиозная метафизика отличается от теоретической метафизики тем, что она извлекает выводы из постулатов
религиозного сознания и развивает необходимые метафизические предпосылки
религиозного сознания из отношения, заложенного в
религиозной психологии, тогда как теоретическая метафизика идет путем научной индукции.
Объект религии, Бог, есть нечто, с одной стороны, совершенно трансцендентное, иноприродное, внешнее миру и
человеку, но, с другой, он открывается
религиозному сознанию, его касается, внутрь его входит, становится его имманентным содержанием.
В душе человеческой появляется
сознание неабсолютности и внебожественности, а следовательно, относительности и греховности своего бытия, но одновременно зарождается и стремление освободиться от «мира», преодолеть его в Боге; другими словами, вместе с
религиозным самосознанием в
человеке родится и чувство зла, вины, греха, отторженности от Бога, а равно и потребность спасения и искупления.
Эту основную полярность
религиозного сознания, напряженную противоположность трансцендентного и имманентного, можно выражать в разных терминах: «Бог и мир», «Бог и природа», «Бог и
человек», «Бог и я» и под<обное>.
Поэтому проблема
человека во всей глубине ставилась лишь в
религиозном сознании.
Идеология, которая есть лишь надстройка,
религиозные верования, философские теории, моральные оценки, творчество в искусстве — иллюзорно отражают в
сознании действительность, которая есть прежде всего действительность экономическая, т. е. коллективная борьба
человека с природой для поддержания жизни, подобно тому как у Фрейда есть прежде всего сексуальная действительность.
Учение Маркса об иллюзиях
сознании, иллюзиях
религиозных и идеологических, отражающих рабство и зависимость
человека, его слабость и униженность, взято у Фейербаха.
Если бы не было того преувеличенного восхищения драм Шекспира, признанных самым совершенным образцом драмы,
люди XVIII и XIX столетий и нынешнего должны были понять, что драма для того, чтобы иметь право существовать и быть серьезным делом, должна служить, как это всегда было и не может быть иначе, уяснению
религиозного сознания.
А поняв это, должны будут искать и вырабатывать ту новую форму современной драмы, той драмы, которая будет служить уяснением и утверждением в
людях высшей ступени
религиозного сознания; а во-вторых, потому, что
люди, освободившись от этого гипноза, поймут, что ничтожные и безнравственные произведения Шекспира и его подражателей, имеющие целью только развлечение и забаву зрителей, никак не могут быть учителями жизни и что учение о жизни, покуда нет настоящей
религиозной драмы, надо искать в других источниках.
Да, не будь среди огромного населения русского крестьянства того глубокого
религиозного сознания братства всех
людей, уже давно, несмотря ни на какую полицию (ее же так мало и не может быть много в деревнях), не только разнесли бы эти бездомные
люди, дошедшие до последней степени отчаяния, все дома богатых, но и поубивали бы всех тех, кто стоял бы им на дороге.
Нераскрытость антропологической истины в христианстве привела к возникновению антропологии гуманистической, созданной по произвольному почину самого
человека и в формальной реакции против
религиозного сознания Средних веков.
Мистическому видению и
религиозному сознанию всегда открывалось, что падение
человека сопровождалось подчинением женственной стихии, что падший ангел действовал через женственную стихию.
В этом, быть может, положительная миссия германской мысли как выразительницы последнего
сознания человека перед вступлением его в творческую
религиозную эпоху.
Они слишком живо чувствовали совершенное Им дело спасения
людей, и это необъятно-величественное дело как бы заслонило собою в их
религиозном сознании все другие истины веры, так что они знали и хотели знать одного только Христа, распятого и прославленного и прославляющего других в Своем вечном царстве.
Мертвенно, коснореакционно то
религиозное сознание, которое не дерзает на творческий подвиг, на подвиг творчества познания или творчества красоты, потому что считает этот подвиг лишь уделом святых, снимает с
человека бремя свободного почина, бремя ответственности в раскрытии тайны творческой.
Для
религиозного сознания йога
человек есть падение, нет прибыли в божественной жизни от
человека,
человек целиком должен перейти в Божество.
Задача
религиозного сознания человечества и есть раскрытие христологического
сознания человека.
Ныне человечество созрело для новой
религиозной жизни не потому, что стало совершенным и безгрешным, не потому, что исполнило все заветы Петровой церкви, но потому, что
сознание человека на вершине культуры достигло зрелой и конечной остроты и природа
человека раздвоилась до обнаружения последних своих первооснов.
Для Булгакова, соединяющего в своем
сознании религиозное и научное отрицание творчества,
человек призван лишь хозяйствовать в мире, а не творить.
Люди родового
сознания, как
религиозные, так и позитивисты, в сфере пола исключительно сосредоточены на самом сексуальном акте и его последствиях и совсем не видят универсального значения пола как для всего
человека, так и для всего космоса.
Не будучи
человеком особенно
религиозным, он все-таки совершенно невольно, под давлением обрушившегося на него несчастья, при несколько успокоившей его мысли о чувстве к нему княжны, чувстве, которое, по уверению ее самой, настолько сильно и крепко, что устоит при всякой борьбе и выйдет целым из нее, мысленно обратился к тому руководителю человеческих судеб,
сознание о существовании которого лежит в душе даже атеиста, какой бы болотистой тиной материалистических и атеистических учений ни была бы она затянута.
Старохристианское
сознание, боязливо закрывающее глаза на
религиозный возраст
человека, обязывающий к дерзновению творчества, обречено на изнывание от того, что нет ныне той святости, какая была в прежнем, молодом еще христианстве.
Религиозное сознание должно было быть целиком обращено к Христу, а не к
человеку.
Сознание творческой активности
человека у Федорова есть новое
религиозное сознание.
Так говорят
люди нашего времени, как бы предполагая, что
религиозное сознание, вера — есть состояние, несвойственное
человеку, что
религиозное сознание в
человеке есть нечто исключительное, воспитанное, напущенное. Но думать и говорить так могут
люди вследствие особенного состояния христианского мира, временно лишенные самого необходимого и естественного условия жизни человеческой — веры.
С тех пор как мир сделался христианским и принял крещение, он в
религиозном сознании своем признал, что
люди — братья, что у нас Единый Отец Небесный.
Люди символического
религиозного сознания должны стремиться к реальному Царству Божьему, т. е. к подлинному преображению жизни.
Только освободись
люди нашего мира от того обмана извращения христианского учения церковной веры и утвержденного на ней не только оправдания, но возвеличения, несовместимого с христианством, основанного на насилии, государственного устройства, и само собой устранится в душах
людей не только христианского, но и всего мира главная помеха к
религиозному сознанию высшего закона любви без возможности исключений и насилия, который 1900 лет тому назад был открыт человечеству и который теперь один только удовлетворяет требованиям человеческой совести.
Мы не знаем того часа, когда ребенок стал юношей, но знаем, что бывший ребенок уже не может играть в игрушки; так же мы не можем назвать того года, десятилетия даже, во время которого
люди христианского мира выросли из прежней формы жизни и перешли в другой, определяемый их
религиозным сознанием, возраст, но не можем не знать, не видеть того, что
люди христианского мира уже не могут серьезно играть в завоевания, в свидания монархов, в дипломатические хитрости, в конституции, с своими палатами и думами, в социал-революционные, демократические, анархические партии и революции, а главное, не могут делать всех этих дел, основывая их на насилии.
Узнать же о них последнюю правду, узнать, какого они духа, могут лишь
люди религиозного сознания, обладающие
религиозным критерием различения.