Неточные совпадения
Может быть, самое большое противоречие марксизма заключается в том, что он признает телеологию,
разумный характер исторического процесса,
смысл истории, который должен реализоваться в грядущем обществе.
Чудо
разумнее необходимости, чудо согласно со
смыслом мира.
Разум должен прекратить свое изолированное, отсеченное существование и органически воссоединиться с цельной жизнью духа, тогда только возможно в высшем
смысле разумное познание.
Воскресение Христа есть единственный абсолютно
разумный факт мировой жизни; в победе жизни над смертью, правды над злом есть Разум,
Смысл.
Смысл его тот, что самодурство, в каких бы умеренных формах ни выражалось, в какую бы кроткую опеку ни переходило, все-таки ведет, — по малой мере, к обезличению людей, подвергшихся его влиянию; а обезличение совершенно противоположно всякой свободной и
разумной деятельности; следовательно, человек обезличенный, под влиянием тяготевшего над ним самодурства, может нехотя, бессознательно совершить какое угодно преступление и погибнуть — просто по глупости и недостатку самобытности.
Бесправное, оно подрывает доверие к праву; темное и ложное в своей основе, оно гонит прочь всякий луч истины; бессмысленное и капризное, оно убивает здравый
смысл и всякую способость к
разумной, целесообразной деятельности; грубое и гнетущее, оно разрушает все связи любви и доверенности, уничтожает даже доверие к самому себе и отучает от честной, открытой деятельности.
И такова сила самодурства в этом темном царстве Торцовых, Брусковых и Уланбековых, что много людей действительно замирает в нем, теряет и
смысл, и волю, и даже силу сердечного чувства — все, что составляет
разумную жизнь, — и в идиотском бессилии прозябает, только совершая отправления животной жизни.
Ведь, как это ни просто, и как ни старо, и как бы мы ни одуряли себя лицемерием и вытекающим из него самовнушением, ничто не может разрушить несомненности той простой и ясной истины, что никакие внешние усилия не могут обеспечить нашей жизни, неизбежно связанной с неотвратимыми страданиями и кончающейся еще более неотвратимой смертью, могущей наступить для каждого из нас всякую минуту, и что потому жизнь наша не может иметь никакого другого
смысла, как только исполнение всякую минуту того, что хочет от нас сила, пославшая нас в жизнь и давшая нам в этой жизни одного несомненного руководителя: наше
разумное сознание.
Чем менее чувствуют они действительной силы, чем сильнее поражает их влияние свободного, здравого
смысла, доказывающее им, что они лишены всякой
разумной опоры, тем наглее и безумнее отражают они всякие требования разума, ставя себя и свой произвол на их место.
В настоящем же своем положении он не мог нигде найти себе дела по душе, потому что вообще не понимал
смысла жизни и не мог дойти до
разумного воззрения на свои отношения к другим.
— Павел Константиныч! — проговорил он умоляющим голосом, — не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! Счастья нет, и не должно его быть, а если в жизни есть
смысл и цель, то
смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более
разумном и великом. Делайте добро!
Венеровский. Любите вы честное, свободное и
разумное! Любите те личности, которые соединяют в себе эти качества, и вы будете гуманны; а любить женщину за то, что она произвела вас на свет, не имеет никакого
смысла. Да, великолепнейший друг! Ежели вы и меня любите, то не за то, что я хорош или умен, а только за то, что во мне соединяются те качества, про которые я говорил. Да-с, это так.
Но, вместе с тем, несомненно и то, что многие поторопятся растолковать его в
смысле очень ограниченном и, вследствие того, восстанут с благонамеренными насмешками против Бока и Шнелля, и тут же против нас, признающих начала их совершенно
разумными.
Само собою разумеется, что у маленькой девочки не могло быть твердого
разумного сознания о
смысле и достоинстве всего, что она делает; она не могла, подобно философу какому-нибудь, продолжать делать свое, презирая крики толпы; она должна была принимать к сердцу выходки подруг.
Во всех случаях, где употребляется насилие, прилагай
разумное убеждение, и ты редко потеряешь в мирском
смысле и всегда будешь в большом выигрыше в духовном.
Методическая болтовня высших училищ зачастую есть только общее соглашение уклоняться от решения трудно разрешимых вопросов, придавая словам изменчивый
смысл, потому что удобное и большей частью
разумное «не знаю» неохотно выслушивается в академиях.
«Как ψιλή άνευ χαρακτήρας δπαρξις, Бог не может быть мыслим ни безусловным благом и любовью, ни абсолютной красотою, ни совершеннейшим разумом; по своему существу Бог выше всех этих атрибутов личного бытия, — лучше, чем само благо и любовь, совершеннее, чем сама добродетель, прекраснее, чем сама красота; его нельзя назвать и разумом в собственном
смысле, ибо он выше всякой
разумной природы (οίμείνων ή λογική φύσις); он не есть даже и монада в строгом
смысле, но чище, чем сама монада, и проще, чем сама простота [Legat, ad Cajum Fr. 992, с: «το πρώτον αγαθόν (ό θεός) καί καλόν και εύδαίμονα και μακάριον, ει δη τάληθές ειπείν, το κρεϊττον μεν αγαθού, κάλλιον δε καλού και μακαρίου μεν μακαριώτερον. ευδαιμονίας δε αυτής εΰδαιονέστερον» (Высшее благо — Бог — и прекрасно, и счастливо, и блаженно, если же сказать правду, то оно лучше блага, прекраснее красоты и блаженнее блаженства, счастливее самого счастья). De m. op. Pf. l, 6: «κρείττων (ό θεός) ή αυτό τάγαθόν και αυτό το καλόν, κρείττων τε και ή αρετή, και κρεϊττον ή επιστήμη».
Чем более человек заставляет в
разумном мышлении действовать за себя самое дело, отказывается от своей обособленности, относится к себе как к всеобщему сознанию, его разум не ищет своего в
смысле особного, и тем менее может он впасть в это противоречие, ибо он, разум, и есть самое дело, дух, божественный дух» (17) [Ср. там же.
Самые крайние утопии оказывались актуальнее и в известном
смысле реалистичнее, чем умеренно-разумные планы организации человеческих обществ.
Мысль Гегеля о разумности действительности, которая у самого Гегеля имела панлогистический
смысл и означала признание подлинно действительным лишь
разумного, в России была пережита очень напряженно и мучительно, но была неверно истолкована.
И так, невольно обманывая друг друга, люди всё больше и больше не только привыкают делать дела, не имеющие
разумного объяснения, но привыкают приписывать этим делам какой-то таинственный, непонятный для них самих
смысл.
Жизнь, как личное существование, отжита человечеством, и вернуться к ней нельзя, и забыть то, что личное существование человека не имеет
смысла, невозможно. Что бы мы ни писали, ни говорили, ни открывали, как бы ни усовершенствовали нашу личную жизнь, отрицание возможности блага личности остается непоколебимой истиной для всякого
разумного человека нашего времени.
Если не
разумное сознание, то страдание, вытекающее из заблуждения о
смысле своей жизни, волей-неволей загоняет человека на единственный истинный путь жизни, на котором нет препятствий, нет зла, а есть одно, ничем ненарушимое, никогда не начавшееся и не могущее кончиться, все возрастающее благо.
Только если бы люди были боги, как мы воображаем их, только тогда они бы могли любить одних избранных людей; тогда бы только и предпочтение одних другим могло быть истинною любовью. Но люди не боги, а находятся в тех условиях существования, при которых все живые существа всегда живут одни другими, пожирая одни других, и в прямом и в переносном
смысле; и человек, как
разумное существо, должен знать и видеть это. Он должен знать, что всякое плотское благо получается одним существом только в ущерб другому.
Вера, по учению Христа, зиждется на
разумном сознании
смысла своей жизни.
И правила эти наверное дадут вам ответ на ваш вопрос, потому что они обнимают всю вашу жизнь, и они ответят вам согласно с вашим разумом и вашей совестью. Если вы ближе к вере, чем к неверию, то, поступая таким образом, вы поступаете по воле бога; если вы ближе к свободомыслию, то вы, поступая так, поступаете по самым
разумным правилам, какие существуют в мире, в чем вы сами убедитесь, потому что правила Христа сами в себе несут свой
смысл и свое оправдание.
Люди могут жить и живут свойственной людям
разумной и согласной жизнью только тогда, когда соединяются пониманием
смысла жизни, то есть верой в одно и то же, одинаково удовлетворяющее большинство их понимание
смысла жизни и вытекающее из этого понимания руководство в поступках.
Смерть, смерть, смерть каждую секунду ждет вас. Жизнь ваша всегда совершается в виду смерти. Если вы трудитесь лично для себя в будущем, то вы сами знаете, что в будущем для вас одно — смерть. И эта смерть разрушает всё то, для чего вы трудились. Стало быть, жизнь для себя не может иметь никакого
смысла. Если есть жизнь
разумная, то она должна быть какая-нибудь другая, т. е. такая, цель которой не в жизни для себя в будущем. Чтобы жить разумно, надо жить так, чтобы смерть не могла разрушить жизни.
Если могут найтись люди, которые усомнятся в загробной жизни и спасении, основанном на искуплении, то в спасении людей, всех и каждого отдельно, чрез указание неизбежной погибели личной жизни и истинного пути спасения в слиянии своей воли с волею отца, не может быть сомнения. Пусть всякий
разумный человек спросит себя: что такое его жизнь и смерть? И пусть придаст этой жизни и смерти какой-нибудь другой
смысл, кроме того, который указал Христос.
Но чем дальше я шел в изучении Евангелий, чем яснее открывался мне
смысл учения Христа, тем неизбежнее становился для меня выбор: учение Христа
разумное, ясное, согласное с моею совестью и дающее мне спасение, или учение прямо противоположное, не согласное с моим разумом и совестью и не дающее мне ничего, кроме сознания погибели вместе с другими.
Извращение
смысла жизни извратило всю
разумную деятельность человека.
Но мало того, что я верю в то, что я должен жить так, я верю, что если буду жить так, и только так, то жизнь моя получит для меня единственно-возможный
разумный, радостный и не уничтожаемый смертью
смысл.
В продолжение 18 веков шла эта двойная работа: положительная и отрицательная. С одной стороны всё большее и большее удаление людей от возможности доброй и
разумной жизни, а с другой стороны всё большее и большее уяснение учения в его истинном
смысле.
Учение Христа в
смысле улучшения жизни людей своими
разумными силами неисполнимо потому, что Адам пал и мир лежит во зле, — говорит религия.
Разоблаченные владыки мира не могут противопоставить наполеоновскому идеалу славы и величия, не имеющему
смысла, никакого
разумного идеала.
По закону Христа учение о жизни, вытекающее из той же метафизической основы, выражено в пяти заповедях,
разумных, благих и носящих в самих себе свой
смысл и свое оправдание и обнимающих всю жизнь людей.
Очень возможно (да это так и есть), что более высокие умы: ученые, политики, журналисты способны усмотреть какой-то
смысл в этой безобразной драке, но моим маленьким умом я решительно не могу понять, что тут может быть хорошего и
разумного.