Неточные совпадения
— Трудиться для Бога, трудами, постом спасать душу, — с гадливым презрением сказала графиня Лидия Ивановна, — это дикие
понятия наших монахов… Тогда как это нигде не сказано. Это гораздо
проще и легче, — прибавила она, глядя на Облонского с тою самою ободряющею улыбкой, с которою она при Дворе ободряла молодых, смущенных новою обстановкой фрейлин.
Ведь
простой человек спит крепко, а если что и видит, так ему все равно, у него на это
понятия нет.
Простая она женщина-то, необразованная совсем; пожалуй что в снах-то понятия-то большого не имеет.
Жилось ему сносно: здесь не было ни в ком претензии казаться чем-нибудь другим, лучше, выше, умнее, нравственнее; а между тем на самом деле оно было выше, нравственнее, нежели казалось, и едва ли не умнее. Там, в куче людей с развитыми
понятиями, бьются из того, чтобы быть
проще, и не умеют; здесь, не думая о том, все просты, никто не лез из кожи подделаться под простоту.
— Ах, Вера! — сказал он с досадой, — вы все еще, как цыпленок, прячетесь под юбки вашей наседки-бабушки: у вас ее
понятия о нравственности. Страсть одеваете в какой-то фантастический наряд, как Райский… Чем бы прямо от опыта допроситься истины… и тогда поверили бы… — говорил он, глядя в сторону. — Оставим все прочие вопросы — я не трогаю их. Дело у нас прямое и
простое, мы любим друг друга… Так или нет?
Люди
простые, обыкновенные, с требованиями русской общественной, крестьянской, христианской нравственности, оставляли эти
понятия и усваивали новые, острожные, состоящие, главное, в том, что всякое поругание, насилие над человеческою личностью, всякое уничтожение ее позволено, когда оно выгодно.
В пользу же в частности женитьбы именно на Мисси (Корчагину звали Мария и, как во всех семьях известного круга, ей дали прозвище) — было, во-первых, то, что она была породиста и во всем, от одежды до манеры говорить, ходить, смеяться, выделялась от
простых людей не чем-нибудь исключительным, а «порядочностью», — он не знал другого выражения этого свойства и ценил это свойство очень высоко; во-вторых, еще то, что она выше всех других людей ценила его, стало быть, по его
понятиям, понимала его.
Труднее всего было развить
понятие о том, что
простые швеи должны все получать одинаковую долю из прибыли, хотя одни успевают зарабатывать больше жалованья, чем другие, что швеи, работающие успешнее других, уже достаточно вознаграждаются за успешность своей работы тем, что успевают зарабатывать больше платы.
Конечно, в других таких случаях Кирсанов и не подумал бы прибегать к подобному риску. Гораздо
проще: увезти девушку из дому, и пусть она венчается, с кем хочет. Но тут дело запутывалось
понятиями девушки и свойствами человека, которого она любила. При своих
понятиях о неразрывности жены с мужем она стала бы держаться за дрянного человека, когда бы уж и увидела, что жизнь с ним — мучение. Соединить ее с ним — хуже, чем убить. Потому и оставалось одно средство — убить или дать возможность образумиться.
Христианство сначала понимало, что с тем
понятием о браке, которое оно развивало, с тем
понятием о бессмертии души, которое оно проповедовало, второй брак — вообще нелепость; но, делая постоянно уступки миру, церковь перехитрила и встретилась с неумолимой логикой жизни — с
простым детским сердцем, практически восставшим против благочестивой нелепости считать подругу отца — своей матерью.
Следовательно, художник должен — или в полной неприкосновенности сохранить свой
простой, младенчески непосредственный взгляд на весь мир, или (так как это совершенно невозможно в жизни) спасаться от односторонности возможным расширением своего взгляда, посредством усвоения себе тех общих
понятий, которые выработаны людьми рассуждающими.
Сказалась способность
простого русского человека одним словом выразить целый строй
понятий.
Казалось бы,"купеческая жена"и «любовь» — два
понятия несовместимые, а между тем, знаете ли, в этом народе, в этих gens de rien, [
простых людях (франц.).] есть много хорошего… право!
— Дело, кажется,
простое, — сказал дядя, — а они бог знает что заберут в голову… «разумно-деятельная толпа»!! Право, лучше бы тебе остаться там. Прожил бы ты век свой славно: был бы там умнее всех, прослыл бы сочинителем и красноречивым человеком, верил бы в вечную и неизменную дружбу и любовь, в родство, счастье, женился бы и незаметно дожил бы до старости и в самом деле был бы по-своему счастлив; а по-здешнему ты счастлив не будешь: здесь все эти
понятия надо перевернуть вверх дном.
Честное слово, я до тех пор не имел
понятия о том, что можно сделать из
простых, простонародных инструментов; согласие звуков, сыгранность, а главное, дух, характер
понятия и передачи самой сущности мотива были просто удивительные.
Тогда министр финансов сообщил будто бы обер-прокурору святейшего синода, что совершенное запрещение горячего вина, посредством сильно действующих на умы
простого народа религиозных угроз и клятвенных обещаний, не должно быть допускаемо, как противное не только общему
понятию о пользе умеренного употребления вина, но и тем постановлениям, на основании которых правительство отдало питейные сборы в откупное содержание.
В самом деле, ведь стоит только вдуматься в положение каждого взрослого, не только образованного, но самого
простого человека нашего времени, набравшегося носящихся в воздухе
понятий о геологии, физике, химии, космографии, истории, когда он в первый раз сознательно отнесется к тем, в детстве внушенным ему и поддерживаемым церквами, верованиям о том, что бог сотворил мир в шесть дней; свет прежде солнца, что Ной засунул всех зверей в свой ковчег и т. п.; что Иисус есть тоже бог-сын, который творил всё до времени; что этот бог сошел на землю за грех Адама; что он воскрес, вознесся и сидит одесную отца и придет на облаках судить мир и т. п.
Можно самому непонятливому человеку объяснить самые мудреные вещи, если он не составил себе о них еще никакого
понятия; но самому понятливому человеку нельзя объяснить самой
простой вещи, если он твердо убежден, что знает, да еще несомненно знает то, что передается ему.
Мы должны заметить нашим читателям, что гордый боярин Кручина славился своей роскошью и что его давно уже упрекали в подражании иноземцам и в явном презрении к
простым обычаям предков; а посему описание его дома не может дать верного
понятия об образе жизни тогдашних русских бояр.
Так говорят не только люди, которые, по несчастию, родились и выросли безвыездно в городе, под влиянием искусственных
понятий и направлений, никогда не живали в деревне, никогда не слыхивали о
простых склонностях сельских жителей и почти не имеют никакого
понятия об охотах; нет, так говорят сами охотники — только до других родов охоты.
Гурмыжская. Не знаю. Я его готовила в военную службу. После смерти отца он остался мальчиком пятнадцати лет, почти без всякого состояния. Хотя я сама была молода, но имела твердые
понятия о жизни и воспитывала его по своей методе. Я предпочитаю воспитание суровое,
простое, что называется, на медные деньги; не по скупости — нет, а по принципу. Я уверена, что
простые люди, неученые, живут счастливее.
Мы —
простые, рабочие люди, синьор, у нас — своя жизнь, свои
понятия и мнения, мы имеем право строить жизнь, как хотим и как лучше для нас.
Весьма естественно развилось в нем чувство отвращения к спеси и чванству старинных бояр, и здравые
понятия о достоинстве заслуг и трудов, столь
простые и близкие человеку, не исказившему природного смысла, — очень легко, конечно, могли овладеть его умом.
«Хорошая жизнь», «жизнь, как она должна быть», у
простого народа состоит в том, чтобы сытно есть, жить в хорошей избе, спать вдоволь; но вместе с этим у поселянина в
понятии «жизнь» всегда заключается
понятие о работе: жить без работы нельзя; да и скучно было бы.
Но продолжаем наш обзор и от общего
понятия о трагическом переходим к трагическому «
простой вины».
Человек заводит телегу, и этого
простого факта, который чуть ли не каждый день проходит перед нашими глазами незамеченным, совершенно достаточно, чтоб он приобрел элементарные
понятия о навозе и навсегда оставил кочевые привычки!
Если это общая выгода, то не слишком ли
понятие об ней отвлеченно для такого
простого и неразвитого ума, каким представляется ум муравейника?
Смотря на всю Европу с высоты своего славянского величия, г. Жеребцов решительно не хочет признать этого и поступает с своими читателями так, как будто бы они не имели ни малейшего
понятия — не только об истории и образованности, но даже о самых
простых логических построениях; как будто бы они лишены были не только всяких познаний, но даже и здравого смысла.
— Вот видите… И с моей точки зрения ваше
понятие о простоте будет грубо. Но оставим это… Скажите — представляя себе жизнь только механизмом, вырабатывающим всё — и в том числе идеи, — неужели вы не ощущаете внутреннего холода и нет в душе у вас ни капли сожаления о всём таинственном и чарующе красивом, что низводится вами до
простого химизма, до перемещения частиц материи?
«Домострой» во всех своих воззрениях верен старой рутине и с этой стороны дает только новое доказательство того, как книжное учение портило у нас самые
простые и естественные отношения, как оно узаконяло собою множество нелепых и грубых
понятий.
— Именно этого и ожидала от тебя наука, — снисходительно поддакнул Чубаров, и среди слушателей раздался шумный смех. — Он не отвечает на вопрос, ибо столь сложные нравственные
понятия недоступны его
простому разуму, не испорченному гнилой культурой. Теперь, если наука меня не обманывает, я могу предсказать ответ на третий и последний вопрос. Это будут элементарные мышечные рефлексы.
Да, но
понятия простых людей не таковы.
Понятие о долге во всей его чистоте не только несравненно
проще, яснее, понятнее для каждого человека на практике и естественнее, чем побуждение, ведущее свое начало от счастья или связанное и считающееся с ним (и всегда требующее немало искусственности и тонких соображений), но и перед судом обыкновенного здравого смысла оно гораздо могущественнее, настойчивее и более обещает успеха, чем все побуждения, исходящие из своекорыстия, если только
понятие о долге усвоено здравым смыслом, совершенно независимо от своекорыстных побуждений.
На этом основании, как
понятие, строго говоря, отрицательное или предельное, ουσία оказывается единой, нераздельной и
простой, «божественные же энергии множественны и разнообразны» (ποικίλοι).
— Тоже и у их беднота… по всему видно… Терплят… И везде, видно, который ежели
простой народ, то терплит… Во всех царствах одно им положение! — философически прибавил Бастрюков. — Разве вот что англичане да французы быдто с форцом… Там и
простой народ, а с
понятием… И с большим по-ня-ти-ем! Как вы полагаете?.. Небось, не то что мы, чумазые…
Для Достоевского же нет добродетели, если нет бессмертия; только убить себя остается, если нет бессмертия; невозможно жить и дышать, если нет бессмертия. На что нужен был бы Достоевскому бог, если бы предприятие александрийской женщины удалось? Знаменательная черточка: для Достоевского
понятия «бог» и «личное бессмертие человека» неразрывно связаны между собою, для него это
простые синонимы. Между тем связь эта вовсе ведь не обязательна.
Простая же пассивность и равнодушие к обиде и тем более трусость есть явления отвратительные этически и стоящие много ниже воинских
понятий о чести.
— Пошли ей, господи, место злачно, место покойно! — говорит он протяжным, скорее старушечьим, чем мужским голосом. — Научи ее, господи, рабу твою Ксению, оправданием твоим! Ежели б не маменька любезная, быть бы мне в
простых мужиках, без всякого
понятия! Теперя, парень, о чем меня ни спроси, я все понимаю...
Через несколько времени все, что я видел великого, ужасного, прекрасного в мире, все, что теснилось в грудь мою, я хотел высказать, но высказать не
простым разговорным языком; нет, по своенравному, странному характеру своему, я хотел это выполнить каким-то особенным, размеренным языком, о котором дал мне
понятие один английский купец, приезжавший каждое лето в Торнео и оттуда заходивший всегда в нашу деревушку для покупки кож.
С другой стороны, она столько слышала о графе Аракчееве, о его служебной карьере, о быстром возвышении из
простого артиллерийского офицера до друга и правой руки двух государей, что стала невольно сопоставлять его имя с
понятием о великом историческом деятеле.
Отчего я боялась деревни? Оттого, что была глупа и хорошенько не знала, что в моей натуре. Программа, заданная мне Степой, начинает уже полегоньку исполняться. Вот первая вещь: я чувствую, что среди чего-нибудь похожего на природу, где зелень, небо, воздух и хорошее человечное уединенье, мне дышится прекрасно. Я об этом и
понятия не имела. Другими словами, я не знаю многих своих не только умственных стремлений, но и
простых вкусов.
Мысль — изучить солдата во внешнем его быте до мельчайших подробностей обычаев и привычек и во внутренней его жизни до тайных изгибов его верований, чувств,
понятий, — есть в сущности мысль
простая для того, кто задался такой целью, как Суворов.
Тогда самые
простые люди, имеющие
понятие об устройстве европейских государств и о быте народа, сочли все это за совершенно пустую и глупую выдумку и знали, что ничего такого быть не может, но Катков все свое твердил, что вольные казаки могут уйти у нас из рук; что они уже и деньги от англичанкиного посла взяли, но что все-таки их еще можно остановить и направить к тому, чтобы они пошли и подбили кого-то не под англичанку, а под нас.
Под № 30.436 в опубликованном Полном Собрании Законов Российской империи напечатано: «Как ничто не может иметь большого влияния над
простым народом, как презрение или посмеяние над заблуждениями, в кои совращать его ищут, и что именно средство сие употребляют как раскольники разных сект, так и субботники в отношении православной веры, то именовать субботников жидами и оглашать, что они подлинно суть жиды, ибо настоящее их наименование субботников, или придерживающихся Моисееву закону, не дает народу точного о секте сей
понятия и не производит в нем того к ней отвращения, какое может производимо быть убеждением, что обращать стараются их в жидовство».
По
понятиям простого народа, и православного и раскольников, эти сектаторы — такое явление, которое ни на что не похоже в обычном ходе и развитии русской народной жизни.