Неточные совпадения
— Для кого-нибудь да берегу, — говорил он задумчиво, как будто глядя вдаль, и продолжал не верить в поэзию страстей, не восхищался их бурными проявлениями и разрушительными следами, а все хотел видеть идеал
бытия и стремления человека в строгом
понимании и отправлении жизни.
Законничество национализма и законничество гуманизма одинаково угнетает творческий порыв, одинаково враждебно
пониманию национального
бытия, как задачи творческой.
Должен быть восстановлен и на незыблемых основаниях утвержден реалистический тезис относительно
бытия, реалистический критерий истины и реалистическое
понимание процесса познания.
Вне же этики религия, по Канту, не имеет и не должна иметь особого
бытия: независимая от морали религиозность, непосредственное почитание Бога, связанное с положительной религией, неизменно клеймится Кантом как «Abgötterei, Fetischmachen, Afterdienst» [Идолопоклонство, фетишизм, пережиток (нем.).] и под. (см., напр., в Die Religion innerhalb der blossen Vernunft, Reclam, 193 и passim), и лишь ограничение
понимания религии рамками чистой морали предохраняет, по его мнению, теологию от превращения в «теософию или демонологию», а «религию — в теургию или идололатрию» (Kritik der Urtheilskraft, Reclam, 358) [Кант И. Соч...
В этом
понимании небытие, как еще-небытие или пока-небытие, является той меональной тьмою, в которой таится, однако же, все, подобно тому как дневным светом изводится к
бытию и обнаруживается все, скрывавшееся под покровом ночной тьмы.
Мы считаем такое
понимание весьма односторонним, за него была покарана еще философия Гегеля, притязавшая философски дедуцировать все эмпирическое
бытие и обанкротившаяся на этом притязании (от него был свободен, до известной степени, даже философский отец имманентизма Кант, утверждавший непознаваемую Ding an sich [Вещь в себе (нем.) — термин философии И. Канта.], которая есть не что иное, как объект мышления, ему неадекватный).
B III книге «De divisione naturae» Эриугена дает подробное и всестороннее исследование вопроса о ничто (особенно гл. IV–XXIII), из которого создан мир, подвергая критике и отвержению церковное
понимание ничто, как ниже —
бытие или не
бытие, и утверждая, как единство мыслимое и последовательное, свое вышеизложенное
понимание.
Если мы возвысимся до духовного
понимания познания, то нам станет ясно, что познание есть акт, через который с самим
бытием что-то происходит, приходит его просветление.
Понимание духа как основанного на универсалиях, на родовом
бытии ведет к отрицанию свободы, детерминизму, хотя бы и утонченному.
У Плотина впервые в европейской религиозной философии нашло себе гениальное выражение негативное, отрешенное
понимание Единого, Божества, — мистика, до конца очищенная от мира и от всякого
бытия.