Приходят к тому, что философское познание должно быть экзистенциально, но оно невозможно, потому что
познающий разум не может познавать существования, которое никогда не может быть объектом.
Дефекты познания и ограниченность
познающего разума коренятся в направлении воли, в дурном выборе, в нелюбви к Богу и в любви к данной ограниченной действительности.
Вот почему религиозное восстановление духовной цельности в познании есть не порабощение
познающего разума, а его освобождение, раскрытие ему путей к истине, к бытию.
Неточные совпадения
Все
познающие в разных сферах познания признают логику и ее законы, почитаемые непреложными, но могут отрицать Логос, целостный духовный Разум-Слово.
Канта не считают рационалистом, того Канта, который допускал веру лишь в пределах
разума, который рационалистически отвергал чудесное, который все бытие сковал рациональными категориями, поставил реальность в зависимость от
познающего субъекта.
Кант оставил
познающего с самим собою, гениально формулировал его оторванность от бытия, от действительности, от реальности и искал спасения в практическом
разуме.
Знание потому есть жизнь самого бытия, и потому в самом бытии происходит то, что происходит в знании, потому так, что в
познающем субъекте и в познаваемом объекте, в мышлении и в бытии живет и действует тот же универсальный
разум, Логос — начало божественное, возвышающееся над противоположностями.
Церковное сознание, церковный
разум есть неосознанная предпосылка всякой гносеологии, для которой познание есть брак
познающего с космосом,
познающий имеет отношение к бытию и в бытии что-то совершает.
Познающий субъект оказывался копировальной машиной, «
разум» и «опыт» копировали действительность.
Лишь рационалистическое рассечение целостного человеческого существа может привести к утверждению самодовлеющей теоретической ценности знания, но для
познающего, как для существа живого и целостного, не рационализированного, ясно, что познание имеет прежде всего практическую (не в утилитарном, конечно, смысле слова) ценность, что познание есть функция жизни, что возможность брачного познания основана на тождестве субъекта и объекта, на раскрытии того же
разума и той же бесконечной жизни в бытии, что и в
познающем.
Достижение истины, просветление всегда есть творческая активность
познающего, путем которой он приобщается к мировому, соборному
разуму.
[Н. Гартман в своей книге «Metaphysik der Erkenntnis» приходит к тому, что
познающий субъект есть часть бытия и что
разум погружен в темное трансинтеллигибельное, которое ему трансцендентно, но которому он имманентен.]