Неточные совпадения
— У нас удивительно много
людей, которые, приняв чужую мысль, не могут, даже как будто боятся проверить ее, внести поправки от себя, а, наоборот, стремятся только выпрямить ее, заострить и вынести за пределы логики, за границы возможного. Вообще мне кажется, что мышление для русского
человека — нечто непривычное и даже пугающее, хотя соблазнительное. Это неумение владеть разумом у одних вызывает страх пред ним, вражду к нему, у других — рабское
подчинение его игре, — игре, весьма часто развращающей
людей.
Кесарь имеет непреодолимую тенденцию требовать для себя не только кесарева, но и Божьего, т. е.
подчинения себе всего
человека.
В этом пятом периоде будет еще большее овладение
человеком силами природы, реальное освобождение труда и трудящегося,
подчинение техники духу.
Главная его идея, его «проект», связана с регуляцией стихийных сил природы, с
подчинением природы
человеку.
Гнет позитивизма и теории социальной среды, давящий кошмар необходимости, бессмысленное
подчинение личности целям рода, насилие и надругательство над вечными упованиями индивидуальности во имя фикции блага грядущих поколений, суетная жажда устроения общей жизни перед лицом смерти и тления каждого
человека, всего человечества и всего мира, вера в возможность окончательного социального устроения человечества и в верховное могущество науки — все это было ложным, давящим живое человеческое лицо объективизмом, рабством у природного порядка, ложным универсализмом.
Земной дух человечества, пошедшего по пути змия, загипнотизировал
человека заманчивой идеей прогресса и грядущего в конце прогресса земного рая, и так обольщен был
человек, что не заметил безумия своего служения прогрессу и своего
подчинения счастливцам грядущего рая.
Православие было принижением человеческой стихии,
подчинением ее Божеству, столь характерным для Востока исчезновением
человека и Боге.
Но тем-то и отличается христианское исповедание от языческого, что оно требует от
человека не известных внешних отрицательных действий, а ставит его в иное, чем прежде, отношение к
людям, из которого могут вытекать самые разнообразные, не могущие быть вперед определенными поступки, и потому христианин не может обещаться не только исполнять чью-либо другую волю, не зная, в чем будут состоять требования этой воли, не может повиноваться изменяющимся законам человеческим, но не может и обещаться что-либо определенное делать в известное время или от чего-либо в известное время воздержаться, потому что он не может знать, чего и в какое время потребует от него тот христианский закон любви,
подчинение которому составляет смысл его жизни.
«Если и есть, как и бывали прежде среди всех
людей, такие, которые предпочитают отказ от власти пользованию ею, то запас
людей, предпочитающих властвование
подчинению, так велик, что трудно представить себе время, когда бы он мог истощиться.
Но мало того, что, рассуждая теоретически, всякий
человек не может не видеть, что жертвы, требуемые государством, не имеют никакого основания; даже рассуждая практически, т. е. взвешивая все те тяжелые условия, в которые поставлен
человек государством, всякий не может не видеть, что для себя лично исполнение требований государства и
подчинение себя воинской повинности для него в большинстве случаев невыгоднее, чем отказ от нее.
Среди русского народа, в котором, особенно со времени Петра I, никогда не прекращался протест христианства против государства, среди русского народа, в котором устройство жизни таково, что
люди общинами уходят в Турцию, в Китай, в необитаемые земли и не только не нуждаются в правительстве, но смотрят на него всегда как на ненужную тяжесть и только переносят его как бедствие, будь оно турецкое, русское или китайское, — среди русского народа в последнее время стали всё чаще и чаще появляться случаи христианского сознательного освобождения отдельных лиц от
подчинения себя правительству.
Но не соображения о том, насколько нужно и полезно для
людей то государство, которое они призываются поддерживать своим участием в военной службе, еще менее соображения о выгодах и невыгодах для каждого его
подчинения или неподчинения требованиям правительства решают вопрос о необходимости существования или уничтожения государства.
Стоит
человеку понять, что цель его жизни есть исполнение закона бога, для того чтоб этот закон, заменив для него все другие законы и подчинив его себе, этим самым
подчинением лишил бы в его глазах все человеческие законы их обязательности и стеснительности.
Кто бы я ни был,
человек ли, принадлежащий к достаточным, угнетающим классам, или к рабочим, угнетенным, и в том и в другом случае невыгоды неподчинения меньше, чем невыгоды
подчинения, и выгоды неподчинения больше выгод
подчинения.
Если большинство
людей предпочитает
подчинение неподчинению, то это происходит не вследствие трезвого взвешивания выгод и невыгод, а потому, что к
подчинению привлекает
людей гипнотизация, которой они при этом подвергаются.
Такое
подчинение маломыслящих
людей общественному мнению не представляет ничего неестественного до тех пор, пока общественное мнение не раздвояется.
Все знают, что, напротив,
люди, находящиеся у власти — будь они императоры, министры, полицеймейстеры, городовые, — всегда вследствие того что они имеют власть, делаются более склонными к безнравственности, т. е. к
подчинению общих интересов личным, чем
люди, не имеющие власти, как это и не может быть иначе.
Невыгоды же
подчинения будут состоять в следующем: в лучшем случае меня не пошлют на убийства
людей и самого не подвергнут большим вероятиям искалечения и смерти, а только зачислят в военное рабство: я буду наряжен в шутовской наряд, мною будет помыкать всякий
человек, выше меня чином, от ефрейтора до фельдмаршала, меня заставят кривляться телом, как им этого хочется, и, продержав меня от одного до пяти лет, оставят на десять лет в положении готовности всякую минуту явиться опять на исполнение всех этих дел.
Если прежде
человеку говорили, что он без
подчинения власти государства будет подвержен нападениям злых
людей, внутренних и внешних врагов, будет вынужден сам бороться с ними, подвергаться убийству, что поэтому ему выгодно нести некоторые лишения для избавления себя от этих бед, то
человек мог верить этому, так как жертвы, которые он приносил государству, были только жертвы частные и давали ему надежду на спокойную жизнь в неуничтожающемся государстве, во имя которого он принес свои жертвы.
«Но, — скажут на это, — всегда во всех обществах большинство
людей: все дети, все поглощаемые трудом детоношения, рождения и кормления женщины, все огромные массы рабочего народа, поставленные в необходимость напряженной и неустанной физической работы, все от природы слабые духом, все
люди ненормальные, с ослабленной духовной деятельностью вследствие отравления никотином, алкоголем и опиумом или других причин, — все эти
люди всегда находятся в том положении, что, не имея возможности мыслить самостоятельно, подчиняются или тем
людям, которые стоят на более высокой степени разумного сознания, или преданиям семейным или государственным, тому, что называется общественным мнением, и в этом
подчинении нет ничего неестественного и противоречивого».
Все правительственные требования уплаты податей, исполнения общественных дел,
подчинения себя накладываемым наказаниям, изгнания, штрафы и т. п., которым
люди как будто подчиняются добровольно, в основе всегда имеют телесное насилие или угрозу его.
— Для него жизнь — борьба за расширение знаний, борьба за
подчинение таинственных энергий природы человеческой воле, все
люди должны быть равносильно вооружены для этой борьбы, в конце которой нас ожидает свобода и торжество разума — самой могучей из всех сил и единственной силы мира, сознательно действующей. А для нее жизнь была мучительным приношением
человека в жертву неведомому,
подчинением разума той воле, законы и цели которой знает только священник.
Точно такие же трудности представляются (только, разумеется, в обратном смысле) и относительно другой категории
людей —
людей, почему-либо выдающихся из тьмы тем легионов, составляющих противоположный лагерь,
людей, мнящих себя руководителями, но, в сущности, стоящих в обществе столь же изолированно, как и"новые
люди", и столь же мало, как и они, сообщающих общий тон жизни (в действительности, не они подчиняют себе толпу, а она подчиняет их себе, они же извлекают из этого
подчинения лишь некоторые личные выгоды, в награду за верную службу бессознательности).
Приехав, я встретил в зале молодого
человека, товарища Леонида — некоего Гарновского, которого видел у него несколько раз и которого, как я заметил, он держал в полном у себя
подчинении. Я догадался, что это был секундант.
Подчиняясь силе, даже заставляя себя строить силлогизмы в пользу этого
подчинения,
человек, однако же, невольно чувствовал, что силлогизмы эти условны и случайны и что естественные, истинные, гораздо высшие требования справедливости — совершенно им противоположны.
Все
люди признают со временем истину, давно уже постигнутую передовыми
людьми всех народов, а именно ту, что главная добродетель человечества состоит в
подчинении законам высшего существа.
Им, так сказать, все отличия службы, а нам черная работа и вечное
подчинение, — говорил не без горькой иронии обойденного
человека почтенный старый служака.
Космос, человечество, нация и пр. находятся в человеческой личности, как в индивидуализированном универсуме или микрокосме, и выпадение, выбрасывание их во внешние реальности, в объекты, есть результат падшести
человека,
подчинения его безличной реальности, экстериоризации, отчуждению.
Поскольку эмпирический
человек входит как часть в какое-либо социальное или природное целое, он это делает не как личность и личность его остается вне этого
подчинения части целому.
Требование «объективности» вовсе не есть требование истины, а социализация,
подчинение среднему
человеку, обыденности.
Основное для этики стремление
человека не есть стремление к счастью, как не есть и стремление к покорности и
подчинению, а стремление к качеству, самовозрастанию и самореализации хотя бы принятием страдания, а не счастья, хотя бы путем бунта и восстания.
И потому нужно утверждать не этику уничтожения воли, а этику просветления воли, не этику уничтожения
человека и внешнего его
подчинения Богу, а этику творческого осуществления
человеком божественного в жизни, правды, истины, красоты, ценности.
Святой и гений, герой и великий
человек, пророк и апостол, талант и ум, изобретатель и мастер — все это чины человеческой иерархии, и
подчинение им происходит в ином плане, чем тот план, в котором подчиняются иерархии нечеловеческой и безличной.
Человек есть существо свободное и призванное к творчеству, и потому он должен думать не о счастье и удовлетворении, но и не о покорности и
подчинении.
«Жизнь — это
подчинение разуму, дающее благо
человеку», сказали стоики.
В те времена, когда не проснулось еще разумное сознание и боль служит только ограждением личности, она не мучительна; в те же времена, когда в
человеке есть возможность разумного сознания, она есть средство
подчинения животной личности разуму и по мере пробуждения этого сознания становится всё менее и менее мучительной.
Вне власти
человека, желающего жить, уничтожить, остановить пространственное и временное движение своего существования; но истинная жизнь его есть достижение блага
подчинением разуму, независимо от этих видимых пространственных и временных движений.
Сколько бы ни изучал
человек жизнь видимую, осязаемую, наблюдаемую им в себе и других, жизнь, совершающуюся без его усилий, — жизнь эта всегда останется для него тайной; он никогда из этих наблюдений не поймет эту несознаваемую им жизнь и наблюдениями над этой таинственной, всегда скрывающейся от него в бесконечность пространства и времени, жизнью никак не осветит свою истинную жизнь, открытую ему в его сознании и состоящую в
подчинении его совершенно особенной от всех и самой известной ему животной личности совершенно особенному и самому известному ему закону разума, для достижения своего совершенно особенного и самого известного ему блага.
Как скоро нет этого
подчинения личности закону разума, как скоро в
человеке действует один закон личности, подчиняющий себе вещество, составляющее его, мы не знаем и не видим человеческой жизни ни в других, ни в себе, как не видим жизни животной в веществе, подчиняющемся только своим законам.
Человек, положивши свою жизнь в
подчинение закону разума и в проявление любви, видит уж в этой жизни, с одной стороны лучи света того нового центра жизни, к которому он идет, с другой то действие, которое свет этот, проходящий через него, производит на окружающих.
Разумная жизнь есть. Она одна есть. Промежутки времени одной минуты или 50000 лет безразличны для нее, потому что для нее нет времени. Жизнь
человека истинная — та, из которой он составляет себе понятие о всякой другой жизни, — есть стремление к благу, достигаемому
подчинением своей личности закону разума. Ни разум, ни степень
подчинения ему не определяются ни пространством, ни временем. Истинная жизнь человеческая происходит вне пространства и времени.
Для
человека, понимающего жизнь как
подчинение своей личности закону разума, боль не только не есть зло, но есть необходимое условие, как его животной, так и разумной жизни. Не будь боли, животная личность не имела бы указания отступлений от своего закона; не испытывай страданий разумное сознание,
человек не познал бы истины, не знал бы своего закона.
В чем бы ни состояло истинное благо
человека, для него неизбежно отречение его от блага животной личности. Отречение от блага животной личности есть закон жизни человеческой. Если он не совершается свободно, выражаясь в
подчинении разумному сознанию, то он совершается в каждом
человеке насильно при плотской смерти его животного, когда он от тяжести страданий желает одного: избавиться от мучительного сознания погибающей личности и перейти в другой вид существования.
Есть это движение в высоту, это большее и большее
подчинение разуму, — и между двумя силами и одной устанавливается отношение и совершается большее или меньшее движение по равнодействующей, поднимающей существование
человека в область жизни.
Вместо того, чтобы изучать тот закон, которому, для достижения своего блага, должна быть подчинена животная личность
человека, и, только познав этот закон, на основании его изучать все остальные явления мира, ложное познание направляет свои усилия на изучение только блага и существования животной личности
человека, без всякого отношения к главному предмету знания, —
подчинению этой животной личности
человека закону разума, для достижения блага истинной жизни.
Временные и пространственные условия, в которых находится животная личность
человека, не могут влиять на жизнь истинную, состоящую в
подчинении животной личности разумному сознанию.
Заблуждение, что видимый нами, на нашей животной личности совершающийся, закон и есть закон нашей жизни, есть старинное заблуждение, в которое всегда впадали и впадают
люди. Заблуждение это, скрывая от
людей главный предмет их познания,
подчинение животной личности разуму для достижения блага жизни, ставит на место его изучение существования
людей, независимо от блага жизни.
«Отречение от личности невозможно», говорят обыкновенно эти
люди, нарочно стараясь извратить вопрос и, вместо понятия
подчинения личности закону разума, подставляя понятие отречения от нее.
Жизнь понимается не так, как она сознается разумным сознанием — как невидимое, но несомненное
подчинение в каждое мгновение настоящего своего животного — закону разума, освобождающее свойственное
человеку благоволение ко всем
людям и вытекающую из него деятельность любви, а только как плотское существование в продолжении известного промежутка времени, в определенных и устраиваемых нами, исключающих возможность благоволения ко всем
людям, условиях.
Точно так же и подобных нам
людей и самих себя мы тогда только признаем живыми, когда наша животная личность, кроме
подчинения своему закону организма, подчинена еще высшему закону разумного сознания.