Неточные совпадения
Но глуповцы не внимали обличителям и с дерзостью говорили:"Хлеб пущай свиньи едят, а мы свиней съедим — тот же хлеб будет!"И Дю-Шарио не только не возбранял
подобных ответов, но даже видел в них возникновение какого-то
духа исследования.
Вспомнились слова Марины: «Мир ограничивает человека, если человек не имеет опоры в
духе». Нечто
подобное же утверждал Томилин, когда говорил о познании как инстинкте.
— Все эти недоразумения, конечно, должны пройти сами собой, — после короткой паузы сказала она. — Но пока остается только ждать… Отец такой странный… малодушествует, падает
духом… Я никогда не видала его таким. Может быть, это в связи с его болезнью, может быть, от старости. Ведь ему не привыкать к
подобным превращениям, кажется…
Некоторые славянофильствующие и в наши горестные дни думают, что если мы, русские, станем активными в отношении к государству и культуре, овладевающими и упорядочивающими, если начнем из глубины своего
духа создавать новую, свободную общественность и необходимые нам материальные орудия, если вступим на путь технического развития, то во всем будем
подобными немцам и потеряем нашу самобытность.
Если бы возможно было помыслить, лишь для пробы и для примера, что три эти вопроса страшного
духа бесследно утрачены в книгах и что их надо восстановить, вновь придумать и сочинить, чтоб внести опять в книги, и для этого собрать всех мудрецов земных — правителей, первосвященников, ученых, философов, поэтов — и задать им задачу: придумайте, сочините три вопроса, но такие, которые мало того, что соответствовали бы размеру события, но и выражали бы сверх того, в трех словах, в трех только фразах человеческих, всю будущую историю мира и человечества, — то думаешь ли ты, что вся премудрость земли, вместе соединившаяся, могла бы придумать хоть что-нибудь
подобное по силе и по глубине тем трем вопросам, которые действительно были предложены тебе тогда могучим и умным
духом в пустыне?
Никто в те времена не отрекся бы от
подобной фразы: «Конкресцирование абстрактных идей в сфере пластики представляет ту фазу самоищущего
духа, в которой он, определяясь для себя, потенцируется из естественной имманентности в гармоническую сферу образного сознания в красоте».
С тех пор как последнею овладел
дух благоприобретения, случаи
подобных отсутствий повторялись довольно часто.
Тоска Достоевского, Ницше, Кирхегардта, Бодлера, Л. Блуа и им
подобных предшествует новой эпохе
Духа, эпохе эсхатологической.
— Она все это знала, — продолжал Калинович, — и у ней доставало
духу — с своими светскими друзьями смеяться над
подобной страстью.
Весь вечер Арина Петровна думала и наконец-таки надумала: созвать семейный совет для решения балбесовой участи.
Подобные конституционные замашки не были в ее нравах, но на этот раз она решилась отступить от преданий самодержавия, дабы решением всей семьи оградить себя от нареканий добрых людей. В исходе предстоящего совещания она, впрочем, не сомневалась и потому с легким
духом села за письма, которыми предписывалось Порфирию и Павлу Владимирычам немедленно прибыть в Головлево.
И в разрушении вещей веселился древний демон,
дух довременного смешения, дряхлый хаос, между тем как дикие глаза безумного человека отражали ужас,
подобный ужасам предсмертных чудовищных мук.
Если что-нибудь
подобное нравилось ему в доме своего соседа или просто в том доме, где ему случилось быть, то он сейчас предлагал хозяину поменяться; в случае несогласия его он предлагал иногда и деньги, если был в хорошем
духе; если и тут хозяин упрямился, то Михайла Максимович предупреждал его, что возьмет даром.
— Чрезвычайно трудное-с: еще ни одно наше поколение ничего
подобного не одолевало, но зато-с мы и только мы, первые, с сознанием можем сказать, что мы уже не прежние вздорные незабудки, а мы — сила, мы оппозиция, мы идем против невежества массы и, по теории Дарвина, будем до истощения сил бороться за свое существование. Quoi qu'il arrive, [Что бы ни случилось — Франц.] а мы до новолуния дадим генеральное сражение этому русскому
духу.
Какое неприятное чувство во мне поселяет необходимость повиноваться вам, вы сами можете судить, а потому, чтобы не подвергать себя другой раз
подобной неприятности, я прошу и меня также уволить от должности: трудиться в таком
духе для общества, в каком вы желаете, я не могу.
Ольга. Пойми, милая… мы воспитаны, быть может, странно, но я не переношу этого.
Подобное отношение угнетает меня, я заболеваю… я просто падаю
духом!
Прошел год, другой — о Романе Прокофьиче не было ни слуха ни
духа. Ни о самом о нем не приходило никаких известий, ни работ его не показывалось в свете, и великие ожидания, которые он когда-то посеял, рухнули и забылись, как забылись многие большие ожидания, рано возбужденные и рано убитые многими
подобными ему людьми. Норки жили по-прежнему; Шульц тоже. Он очень долго носился с извинительной запиской Истомина и даже держался слегка дуэлистом, но, наконец, и это надоело, и это забылось.
И все эти совершенно
подобные пускались тотчас же по появлении своем бежать один за другим, и длинною цепью, как вереница гусей, тянулись и ковыляли за господином Голядкиным-старшим, так что некуда было убежать от совершенно
подобных, так что
дух захватывало всячески достойному сожаления господину Голядкину от ужаса, — так что народилась, наконец, страшная бездна совершенно
подобных, — так что вся столица запрудилась, наконец, совершенно
подобными, и полицейский служитель, видя таковое нарушение приличия, принужден был взять этих всех совершенно
подобных за шиворот и посадить в случившуюся у него под боком будку…
Из различных путей, которыми русские образованные люди
подобного настроения в то время стремились к достижению христианского идеала, наибольшим вниманием и предпочтением пользовались библейский пиетизм и тяготение к католичеству, но Брянчанинов и Чихачев не пошли вослед ни за одним из этих направлений, а избрали третье, которое тогда только обозначалось и потом довольно долго держалось в обществе: это было православие в
духе митрополита Михаила.
Дух позднейшего времени снял заманчивую драпировку с его героя и всех
подобных ему «кавалеров» и определил истинное значение таких господ, согнав их с первого плана.
Вижу я, у этого человека Савёлкин строй души — и удивляюсь: как могут
подобные люди сохранять среди кипения жизни ясность
духа своего и веселие ума?
Земледельцы, сельскою добродетелию от плуга на ступени Фемидиного храма возведенные, судьи себе
подобных, долженствовали с приобретением таких новых прав возвыситься в
духе своем, узнать лучше гражданскую жизнь и законы, служащие ей основанием; долженствовали, возвращаясь под домашний кров свой, быть опытными советниками и миротворцами поселян.
Какую же отлил со всеми нами штуку брат Петрусь, так на удивление! Быв ума необыкновенного и
духа предприимчивого, вздумал так всех нас обидеть, что никому бы
подобное и на мысль не пришло.
— Эй ты, чужая ужна, што больно перья-то распустила?.. Мне житья не стало от твоих-то хахалей!.. Штобы и
духу ихнего не было, а то прямо пойду к генералу и паду в ноги: «Расказните, ваше высокопревосходительство, а
подобных безобразиев в вашем собственном доме не могу допустить». Слышала?
Ясно, что новые верования много бы выиграли от
подобного образа действий, если бы книжные учители древней Руси при своем благочестии владели еще уменьем постигнуть
дух народный и имели бы сколько-нибудь поэтического такта.
И сему-то
подобным мирственным
духом, как я вам представил, жили мы без малого яко три года.
Нечто, совершенно
подобное, случилось с схоластиками, старавшимися противопоставить тело
духу.
Я помнил, что во время моего детства носили косы, помнил, что у моего отца коса была с лишком в аршин длиною, и помнил, как он приказал ее отрезать, уступив
духу времени и просьбам моей матери; но с тех пор я ничего
подобного не встречал, — и коса Рубановского, которая беспрестанно шевелилась и двигалась, сообразно движению его головы, привлекала мое внимание, и я не мог отвести от нее глаз; старик это заметил и сурово посмотрел на меня.
О, если б мог он, как бесплотный
дух,
В вечерний час сливаться с облаками,
Склонять к волнам кипучим жадный слух
И долго упиваться их речами,
И обнимать их перси, как супруг!
В глуши степей дышать со всей природой
Одним дыханьем, жить ее свободой!
О, если б мог он, в молнию одет,
Одним ударом весь разрушить свет!..
(Но к счастию для вас, читатель милый,
Он не был одарен
подобной силой...
Евгения Николаевна. Прекрасно!.. Благородно!.. И для кого же это я очернила себя? Я, кажется, для вас первого пала! И у вас, бесстыжий человек, достает
духу кидать мне этим в лицо!.. (Начинает плакать.) Это, конечно, одна только бедность моя дает вам смелость наносить мне такие оскорбления!.. Как, однако, ни мало имею, но лучше обреку себя на голод и нищету, а уж не стану переносить
подобного унижения.
Последние видят здесь, конечно, величие
духа, находят прототипы
подобных характеров в Иване Грозном и Петре Великом и даже иногда, для параллели, тревожат суровые добродетели спартанцев и древних римлян.
— Что славянские-то речения я употребляю? Но это не должно вас удивлять. Положим, в обыкновенной беседе
подобные речения не всегда уместны; но как только воспаришь
духом — так сейчас и слог является возвышенный. Неужто же ваш учитель — преподаватель словесности российской — ведь вам ее преподают? — неужто же он вам этого не объясняет?
Я уверен, что многочисленность людей, имеющих привычку друг на друга сердиться, друг друга обвинять, зависит единственно от того, что слишком немногие занимаются наблюдениями
подобного рода; а попробуйте только начать всматриваться в людей с целью проверки, действительно ли отличается чем-нибудь важным от других людей одного с ним положения тот или другой человек, кажущийся на первый раз непохожим на других, — попробуйте только заняться такими наблюдениями, и этот анализ так завлечет вас, так заинтересует ваш ум, будет постоянно доставлять такие успокоительные впечатления вашему
духу, что вы не отстанете от него уже никогда и очень скоро придете к выводу: «Каждый человек — как все люди, в каждом — точно то же, что и в других».
Но могут ли
подобные мелкие заботы занимать бесплотных
духов безвестного мира; не мелки ли для них все,
подобные настоящему, споры и заботы о литературе, которую и несравненно большая доля живых людей считает пустым занятием пустых голов?
Я сама еще очень недавно относилась к ним точно так же, а теперь… теперь у меня не хватило бы
духу на это, потому что я чувствую, что с
подобным отношением я была бы неправа перед ними.
Я, например, верю в существование привидений,
духов и тому
подобное.
Я считаю всякие телесные наказания позорящими человеческое достоинство и унижающими людей, которые к ним прибегают, и полагаю… даже более… уверен, что ни дисциплина, ни морской
дух нисколько не пострадают, если мы не будем пользоваться правом наказывать людей
подобным образом…
Такие люди, соединенные с
духом Божиим, делаются
подобными самому Христу, сохраняя в себе постоянно силы
духа и являя для всех духовные плоды, потому что когда они
духом соделаны чистыми и непорочными — то невозможно, чтобы вне себя приносили они плоды злые.
Прежнему эллину — мы это уже видели —
подобные вопросы были глубоко чужды. Жизнь и божество он умел оправдать из силы собственного
духа.
Можно ли себе представить эллина гомеровского, «узнающего себя» в
подобном хоре, «сливающегося
духом» с этими мокрыми тряпицами? Человеку действия при таких обстоятельствах понятно и близко одно — инстинктивный прыжок вперед, стремительность, быстрый удар. А тут — мечутся, толкутся, болтают… Тьфу! Только плюнул бы, глядя на них, гомеровский эллин и в негодовании пошел бы прочь.
Психе, как указывает Нэгельсбах, есть у Гомера принцип животной, а не духовной жизни, это, сообразно первоначальному значению слова, — «
дух», дыхание человека. Покинув тело, эта психе-душа улетает в подземное царство в виде смутного двойника умершего человека, в виде тени,
подобной дыму. (Она лишена чувства, сознания, хотения. — как раз всего того, что составляет «я» человека, его душу в нашем смысле.)
Глафира Васильевна читала эти «обещания»
духа и, по-видимому, внимала им и верила, но… но для Висленева все еще не наступало счастливого времени, когда
подобные увещания
духа были бы излишними.
— Для меня
подобные недоразумения — это чистая пытка, — проговорил он. — Что же, мне на колени перед вами становиться, что ли? Вашу гордость оскорбили, и вот вы плакали, собираетесь уехать, но ведь и у меня тоже есть гордость, а вы ее не щадите. Или хотите, чтоб я сказал вам то, чего и на исповеди не скажу? Хотите? Послушайте, вы хотите, чтобы я признался в том, в чем даже пред смертью на
духу не признаюсь?
Этим приписывалась
духу реальность,
подобная реальности объектов объективного мира.
Немудрено, что
подобные вести действовали на Суворова возбуждающим образом, крепили его
дух и задерживали течение болезни.
Несколько дней перед этим он был на свиданье с княжной Людмилой Васильевной, и она положительно очаровала его своею нежностью. Впечатление от
подобных свиданий всегда продолжалось у князя несколько дней и выражалось в хорошем расположении
духа.
Бог и дьявол, небо и ад раскрываются не в глубинах человеческого
духа, не в бездонности духовного опыта, а даны человеку, обладают реальностью,
подобной реальностям предметного материального мира.
У каждого из солдат первого Наполеона в патронной суме лежал маршальский жезл; почему же мне, русскому офицеру, воспитанному в артиллерийском училище, проходившему курсы всех возможных военных наук и способному, как я воображал, произносить воспламеняющие воинственный
дух речи (у меня в голове слагались уже
подобные речи), почему же мне не мечтать хоть не о маршальском жезле, а о чем-нибудь
подобном?