Неточные совпадения
Ему казалось, что при нормальном развитии богатства в государстве все эти
явления наступают, только когда на земледелие положен уже значительный труд, когда оно стало в правильные, по крайней мере, в определенные условия; что богатство страны должно расти равномерно и в особенности так, чтобы другие отрасли богатства не опережали земледелия; что сообразно с известным состоянием земледелия должны быть соответствующие ему и пути сообщения, и что при нашем неправильном пользовании землей железные дороги, вызванные не экономическою, но политическою необходимостью, были преждевременны и, вместо содействия земледелию, которого ожидали
от них, опередив земледелие и вызвав развитие промышленности и кредита, остановили его, и что потому, так же как одностороннее и преждевременное развитие органа в животном помешало бы его общему развитию, так для общего развития богатства в России кредит, пути сообщения, усиление фабричной деятельности, несомненно необходимые в Европе, где они своевременны, у нас только сделали вред, отстранив главный очередной вопрос устройства земледелия.
Ей снился любимый сон: цветущие деревья, тоска, очарование, песни и таинственные
явления, из которых, проснувшись, она припоминала лишь сверканье синей воды, подступающей
от ног к сердцу с холодом и восторгом.
— Оценки всех
явлений жизни исходят
от интеллигенции, и высокая оценка ее собственной роли, ее общественных заслуг принадлежит ей же. Но мы, интеллигенты, знаем, что человек стесняется плохо говорить о самом себе.
— Все — программы, спор о программах, а надобно искать пути к последней свободе. Надо спасать себя
от разрушающих влияний бытия, погружаться в глубину космического разума, устроителя вселенной. Бог или дьявол — этот разум, я — не решаю; но я чувствую, что он — не число, не вес и мера, нет, нет! Я знаю, что только в макрокосме человек обретет действительную ценность своего «я», а не в микрокосме, не среди вещей,
явлений, условий, которые он сам создал и создает…
Штольц уехал в тот же день, а вечером к Обломову явился Тарантьев. Он не утерпел, чтобы не обругать его хорошенько за кума. Он не взял одного в расчет: что Обломов, в обществе Ильинских, отвык
от подобных ему
явлений и что апатия и снисхождение к грубости и наглости заменились отвращением. Это бы уж обнаружилось давно и даже проявилось отчасти, когда Обломов жил еще на даче, но с тех пор Тарантьев посещал его реже и притом бывал при других и столкновений между ними не было.
Он ушел, а Обломов сел в неприятном расположении духа в кресло и долго, долго освобождался
от грубого впечатления. Наконец он вспомнил нынешнее утро, и безобразное
явление Тарантьева вылетело из головы; на лице опять появилась улыбка.
И на Выборгской стороне, в доме вдовы Пшеницыной, хотя дни и ночи текут мирно, не внося буйных и внезапных перемен в однообразную жизнь, хотя четыре времени года повторили свои отправления, как в прошедшем году, но жизнь все-таки не останавливалась, все менялась в своих
явлениях, но менялась с такою медленною постепенностью, с какою происходят геологические видоизменения нашей планеты: там потихоньку осыпается гора, здесь целые века море наносит ил или отступает
от берега и образует приращение почвы.
Ко всему этому с летами возвратилась какая-то ребяческая робость, ожидание опасности и зла
от всего, что не встречалось в сфере его ежедневного быта, — следствие отвычки
от разнообразных внешних
явлений.
Ольга чутко прислушивалась, пытала себя, но ничего не выпытала, не могла добиться, чего по временам просит, чего ищет душа, а только просит и ищет чего-то, даже будто — страшно сказать — тоскует, будто ей мало было счастливой жизни, будто она уставала
от нее и требовала еще новых, небывалых
явлений, заглядывала дальше вперед…
Но чем чаще они виделись, тем больше сближались нравственно, тем роль его становилась оживленнее: из наблюдателя он нечувствительно перешел в роль истолкователя
явлений, ее руководителя. Он невидимо стал ее разумом и совестью, и явились новые права, новые тайные узы, опутавшие всю жизнь Ольги, все, кроме одного заветного уголка, который она тщательно прятала
от его наблюдения и суда.
Райский с ужасом отмахивался
от этих, не званных в горькие минуты,
явлений своей беспощадной фантазии и устремил зоркое внимание за близкой ему страдалицей, наблюдая ее глазами и стараясь прочесть в ее душе: что за образ муки поселился в ней?
Между тем жизнь будила и отрывала его
от творческих снов и звала,
от художественных наслаждений и мук, к живым наслаждениям и реальным горестям, среди которых самою лютою была для него скука. Он бросался
от ощущения к ощущению, ловил
явления, берег и задерживал почти силою впечатления, требуя пищи не одному воображению, но все чего-то ища, желая, пробуя на чем-то остановиться…
Домовитость Татьяны Марковны и порханье Марфеньки, ее пение, живая болтовня с веселым, бодрым, скачущим Викентьевым, иногда приезд гостей, появление карикатурной Полины Карповны, бурливого Опенкина, визиты хорошо одетых и причесанных барынь, молодых щеголей — он не замечал ничего. Ни весело, ни скучно, ни тепло, ни холодно ему было
от всех этих лиц и
явлений.
Я боялся, выдержит ли непривычный организм массу суровых обстоятельств, этот крутой поворот
от мирной жизни к постоянному бою с новыми и резкими
явлениями бродячего быта?
Я перепугался: бал и обед! В этих двух
явлениях выражалось все,
от чего так хотелось удалиться из Петербурга на время, пожить иначе, по возможности без повторений, а тут вдруг бал и обед! Отец Аввакум также втихомолку смущался этим. Он не был в Капштате и отчаивался уже быть. Я подговорил его уехать, и дня через два, с тем же Вандиком, который был еще в Саймонстоуне, мы отправились в Капштат.
Следили каждое
явление и сравнивали с описаниями: вихрь задул
от W, потом перешел к SW; мы взяли на О и пересекли дугу.
Около городка Симодо течет довольно быстрая горная речка: на ней было несколько джонок (мелких японских судов). Джонки вдруг быстро понеслись не по течению, а назад, вверх по речке. Тоже необыкновенное
явление: тотчас послали с фрегата шлюпку с офицером узнать, что там делается. Но едва шлюпка подошла к берегу, как ее водою подняло вверх и выбросило. Офицер и матросы успели выскочить и оттащили шлюпку дальше
от воды. С этого момента начало разыгрываться страшное и грандиозное зрелище.
«Какое наслаждение, после долгого странствования по морю, лечь спать на берегу в постель, которая не качается, где со столика ничего не упадет, где над вашей головой не загремит ни бизань-шкот, ни грота-брас, где ничто не шелохнется!..» — думал я… и вдруг вспомнил, что здесь землетрясения — обыкновенное, ежегодное
явление. Избави Боже
от такой качки!
По крайней мере со мной, а с вами, конечно, и подавно, всегда так было: когда фальшивые и ненормальные
явления и ощущения освобождали душу хоть на время
от своего ига, когда глаза, привыкшие к стройности улиц и зданий, на минуту, случайно, падали на первый болотный луг, на крутой обрыв берега, всматривались в чащу соснового леса с песчаной почвой, — как полюбишь каждую кочку, песчаный косогор и поросшую мелким кустарником рытвину!
Но
явление начало бледнеть, разлагаться и вскоре, саженях в ста пятидесяти
от нас, пропало без всякого следа.
Я из Англии писал вам, что чудеса выдохлись, праздничные
явления обращаются в будничные, да и сами мы уже развращены ранним и заочным знанием так называемых чудес мира, стыдимся этих чудес, торопливо стараемся разоблачить чудо
от всякой поэзии, боясь, чтоб нас не заподозрили в вере в чудо или в младенческом влечении к нему: мы выросли и оттого предпочитаем скучать и быть скучными.
И хотя невозможен в христианском человечестве исключительный национальный мессианизм, отрицающий саму идею человечества, мессианизм ветхозаветный, но возможен преображенный новозаветный мессианизм, исходящий
от явления Мессии всему человечеству и всему миру.
Поэтому нельзя ждать
от революции
явления нового человека.
Если под революцией понимать совершаемые в известный исторический день насилия, убийства, кровопролития, если понимать под ней отмену всех свобод, концентрационные лагеря и пр., то желать революции нельзя и нельзя ждать
от нее
явления нового человека, можно только при известных условиях видеть в ней роковую необходимость и желать ее смягчения.
Потрясающее развитие техники, как автономной сферы, ведет к самому основному
явлению нашей эпохи: к переходу
от жизни органической к жизни организованной.
И это
явление — русское, характерно национальное, за ним стоит облик всечеловека, который решительно нужно отличать
от облика космополита.
А тут уверяют, что все это взялось сначала
от страха пред грозными
явлениями природы и что всего этого нет.
Вечером я имел случай наблюдать интересное метеорологическое
явление. Около 10 часов взошла луна, тусклая, почти не дающая света. Вслед за тем туман рассеялся, и тогда
от лунного диска вверх и вниз протянулись два длинных луча, заострившихся к концам.
Явление это продолжалось минут пятнадцать, затем опять надвинулся туман, и луна снова сделалась расплывчатой и неясной; пошел мелкий дождь, который продолжался всю ночь, до рассвета.
Для образованного человека это
явление сложное: осколок астероида, случайно вошедший в сферу земного притяжения, раскалившийся
от трения о воздух, горящий за счет кислорода воздуха, метеорное железо, космическая пыль… Падение их на Землю в течение многих веков должно влиять на объем, вес и плотность ее, а всякое малейшее изменение в этом направлении влечет изменение в движении ее и рефлектирует на движении других планет и т.д.
К востоку
от водораздела, насколько хватал глаз, все было покрыто туманом. Вершины соседних гор казались разобщенными островами. Волны тумана надвигались на горный хребет и, как только переходили через седловины, становились опять невидимыми. К западу
от водораздела воздух был чист и прозрачен. По словам китайцев,
явление это обычное. Впоследствии я имел много случаев убедиться в том, что Сихотэ-Алинь является серьезной климатической границей между прибрежным районом и бассейном правых притоков Уссури.
Самое последнее
явление заключалось в том, что багрово-красный горизонт стал темным, словно
от дыма.
Я принялся расспрашивать удэгейца об Имане и узнал, что в верхнем течении река имеет направление течения параллельно Сихотэ-Алиню, причем истоки ее находятся на высоте истоков Тютихе. Странное
явление! Вода сбегает с водораздела в каких-нибудь 60 км
от моря, течет на запад, совершает длинный кружной путь для того, чтобы в конце концов попасть в то же море.
Еще не занимались хорошенько разбором причин, по которым, при данном нашем историческом положении, мы видим такие
явления, противоречащие тому, чего следует ожидать
от самого устройства организма.
Но если он держал себя не хуже прежнего, то глаза, которые смотрели на него, были расположены замечать многое, чего и не могли бы видеть никакие другие глава, — да, никакие другие не могли бы заметить: сам Лопухов, которого Марья Алексевна признала рожденным идти по откупной части, удивлялся непринужденности, которая ни на один миг не изменила Кирсанову, и получал как теоретик большое удовольствие
от наблюдений, против воли заинтересовавших его психологическою замечательностью этого
явления с научной точки зрения.
Первый случай — если поступки эти занимательны для нас с теоретической стороны, как психологические
явления, объясняющие натуру человека, то есть, если мы имеем в них умственный интерес; другой случай — если, судьба человека зависит
от нас, тут мы были бы виноваты перед собою, при невнимательности к его поступкам, то есть, если мы имеем в них интерес совести.
В этюдах «Герои и толпа» и «Патологическая магия» он употребляет метод психологического вживания, что нужно решительно отличать
от нравственных оценок социальных
явлений.
Но характерно, что символисты начала века, в отличие
от Вл. Соловьева, верили в Софию и ждали ее
явления, как Прекрасной Дамы, но не верили в Христа.
Когда в его отсутствие у него в деревне однажды сделали обыск,
явление не редкое в России, он пришел в такое бешенство, что потребовал
от правительства извинения перед ним, просил, чтобы его тетя, близкая ко двору, говорила об этом с Александром III, и грозил навсегда покинуть Россию.
«Времена с первого
явления Мессии делятся на два периода: период Спасителя, страдающего и искупляющего, в который мы живем, и другой, которого мы ждем, период Христа, очищенного
от унижений, прославленного великолепием Своего Лика.
Когда же он откладывал дудку, она начинала передавать ему свои детски-живые впечатления
от окружающей природы; конечно, она не умела выражать их с достаточной полнотой подходящими словами, но зато в ее несложных рассказах, в их тоне он улавливал характерный колорит каждого описываемого
явления.
Тогда и окажется, что талант одного способен во всей силе проявляться только в уловлении мимолетных впечатлений
от тихих
явлений природы, а другому доступны, кроме того, — и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, возбуждаемая не одними стихийными
явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни.
Если он ставит в зависимости один
от другого несколько фактов, а по рассмотрению критики окажется, что эти факты никогда в такой зависимости не бывают, а зависят совершенно
от других причин, — опять очевидно само собой, что автор неверно понял связь изображаемых им
явлений.
Он не верил ни в какие реформы, считал все существующее на земле зло необходимым
явлением своего времени и хотя не отвергал какого-то прогресса, но ожидал его не
от людей, а
от времени, и людям давал во времени только пассивное значение.
Мало-помалу привык я к наступившей весне и к ее разнообразным
явлениям, всегда новым, потрясающим и восхитительным; говорю привык в том смысле, что уже не приходил
от них в исступление.
В прошлом лете я не брал в руки удочки, и хотя настоящая весна так сильно подействовала на меня новыми и чудными своими
явлениями — прилетом птицы и возрождением к жизни всей природы, — что я почти забывал об уженье, но тогда, уже успокоенный
от волнений, пресыщенный, так сказать, тревожными впечатлениями, я вспомнил и обратился с новым жаром к страстно любимой мною охоте, и чем ближе подходил я к пруду, тем нетерпеливее хотелось мне закинуть удочку.
Но вдруг лицо его исказилось
от страха; он вскрикнул и мгновенно исчез, спрыгнув с окна. Я инстинктивно оглянулся и увидел странное
явление, поразившее меня, впрочем, больше удивлением, чем ужасом.
Но, спрашиваю я вас, что же тут худого, какой
от этого кому вред, и может ли, наконец, быть иначе, чтобы принцип, всеобщий и энергический, не поработил себе
явлений случайных и преходящих?
Привычка ли обращаться преимущественно с
явлениям мира действительного, сердечная ли сухость, следствии той же практичности, которая приковывает человека к факту и заставляет считать бреднями все то, что ускользает
от простого, чувственного осязания, — как бы то ни было, но, во всяком случае, мне показалось что я внезапно очутился в какой-то совершенно иной атмосфере, в которой не имел ни малейшего желания оставаться долее.
В
явлении ее с обманутым мужем она вышла с покойной твердостью принять на себя всю тяжесть обвинения; но когда трагик спросил ее, и спросил довольно задушевным голосом: «Чего ты хочешь
от меня, Эйлалия?», она вздрогнула всем телом.
— Дядюшка твердит, что я должен быть благодарен Наденьке, — продолжал он, — за что? чем ознаменована эта любовь? всё пошлости, всё общие места. Было ли какое-нибудь
явление, которое бы выходило из обыкновенного круга ежедневных дрязгов? Видно ли было в этой любви сколько-нибудь героизма и самоотвержения? Нет, она все почти делала с ведома матери! отступила ли для меня хоть раз
от условий света,
от долга? — никогда! И это любовь!!! Девушка — и не умела влить поэзии в это чувство!