Неточные совпадения
Только древнееврейский расизм имел
смысл, имел религиозную основу, но он может принимать
отрицательные формы.
Но тем-то и отличается христианское исповедание от языческого, что оно требует от человека не известных внешних
отрицательных действий, а ставит его в иное, чем прежде, отношение к людям, из которого могут вытекать самые разнообразные, не могущие быть вперед определенными поступки, и потому христианин не может обещаться не только исполнять чью-либо другую волю, не зная, в чем будут состоять требования этой воли, не может повиноваться изменяющимся законам человеческим, но не может и обещаться что-либо определенное делать в известное время или от чего-либо в известное время воздержаться, потому что он не может знать, чего и в какое время потребует от него тот христианский закон любви, подчинение которому составляет
смысл его жизни.
Заповеди же христианские (заповедь любви не есть заповедь в тесном
смысле слова, а выражение самой сущности учения), пять заповедей нагорной проповеди — все
отрицательные и показывают только то, чего на известной степени развития человечества люди могут уже не делать.
В положительном
смысле (роман английский), или в
отрицательном (роман французский), но семейство всегда играет в романе первую роль.
С трудом ворочая языком, приискивая слова и путаясь, Баргамот то излагал ему инструкцию для городовых, то снова возвращался к основному вопросу о битье и участке, разрешая его в
смысле положительном, но в то же время и
отрицательном.
Эта филоновская идея, получившая большое распространение и в христианском богословии, является в известном
смысле чистейшим недоразумением: если
отрицательное богословие ничего не может утверждать о Боге, то, ясным образом, не может утверждать и Его бытия.
Даже беглое знакомство с учениями
отрицательного богословия оставляет убеждение, что о божественном Ничто говорится в них далеко не в одинаковом
смысле, и в сумеречных полутонах
отрицательных определений таятся двусмысленности, многомысленности и противоположности.
Но оно имеет и другой
смысл, не только
отрицательный и рационалистический, но и положительный или мистический.
Отрицание всякого определения и содержания, составляющее основу
отрицательного понятия, — отрицательность, как таковая, может иметь различную энергию и разное происхождение и
смысл.
Но и такие определения Божества, как сверхсущностъ, сверхмудростъ, разные словосочетания с υπέρ, излюбленные столь ими злоупотребляющим Ареопагитом, очевидно, суть тоже лишь замаскированные отрицания, «по звуку это утверждения, а по
смыслу они имеют
отрицательное значение». Например, «если кто говорит, что нечто выше сущности, разумеет не то, что оно есть, но что не есть» [De div. nat., lib. I, cap. 14, col. 462.].
Поэтому здесь места нет и
отрицательной индивидуальности, зато имеют силу все principia individuationis в положительном
смысле, как самобытные начала бытия, лучи в спектре софийной плеромы.
Учение о премирности или трансцендентности Божества, о Божественной Тайне, приоткрываемой Откровением, и составляет подлинный
смысл отрицательного богословия у большинства христианских его представителей, хотя это далеко не всегда выражается у них с достаточной четкостью, последовательностью и ясностью.
Результат пересмотра настолько поразителен, что спрашиваешь себя: да как же возможно такое уничтожающе-отрицательное отношение к добру и любви со стороны человека, так упорно проповедующего, что
смысл жизни заключается именно в любви и самоотречении?
И сознание в этом
смысле играет и положительную и
отрицательную роль в выработке человека, человеческой личности.
Он был чрезвычайно похож на свои произведения — во всех
смыслах: и в положительную и в
отрицательную сторону.
В Василии Ивановиче не было ничего похожего на ту поражающую энергию и необыкновенное развитие воли, которые оказались потом отличительными чертами его сына. Не перешли ли эти и другие особенности к А. В. Суворову от матери, в каком
смысле влияла она на развитие их в своем сыне, сознательно или бессознательно,
отрицательным образом или положительным?
Любовь ни в каком
смысле не есть сексуальный акт, не имеет той положительной или
отрицательной связи с ним, которая всюду мерещится людям родового сознания, и любовь в очень глубоком
смысле противоположна дифференцированному сексуальному акту, но совсем по-иному противоположна, чем аскетизм.
В продолжение 18 веков шла эта двойная работа: положительная и
отрицательная. С одной стороны всё большее и большее удаление людей от возможности доброй и разумной жизни, а с другой стороны всё большее и большее уяснение учения в его истинном
смысле.