Неточные совпадения
Эта филоновская идея, получившая большое распространение и в христианском богословии, является в известном
смысле чистейшим недоразумением: если
отрицательное богословие ничего не может утверждать о Боге, то, ясным образом, не может утверждать и Его бытия.
Но и такие определения Божества, как сверхсущностъ, сверхмудростъ, разные словосочетания с υπέρ, излюбленные столь ими злоупотребляющим Ареопагитом, очевидно, суть тоже лишь замаскированные отрицания, «по звуку это утверждения, а по
смыслу они имеют
отрицательное значение». Например, «если кто говорит, что нечто выше сущности, разумеет не то, что оно есть, но что не есть» [De div. nat., lib. I, cap. 14, col. 462.].
Но оно имеет и другой
смысл, не только
отрицательный и рационалистический, но и положительный или мистический.
Даже беглое знакомство с учениями
отрицательного богословия оставляет убеждение, что о божественном Ничто говорится в них далеко не в одинаковом
смысле, и в сумеречных полутонах
отрицательных определений таятся двусмысленности, многомысленности и противоположности.
Отрицание всякого определения и содержания, составляющее основу
отрицательного понятия, — отрицательность, как таковая, может иметь различную энергию и разное происхождение и
смысл.
Учение о премирности или трансцендентности Божества, о Божественной Тайне, приоткрываемой Откровением, и составляет подлинный
смысл отрицательного богословия у большинства христианских его представителей, хотя это далеко не всегда выражается у них с достаточной четкостью, последовательностью и ясностью.
Поэтому здесь места нет и
отрицательной индивидуальности, зато имеют силу все principia individuationis в положительном
смысле, как самобытные начала бытия, лучи в спектре софийной плеромы.
Левин не отвечал. Сказанное ими в разговоре слово о том, что он действует справедливо только в
отрицательном смысле, занимало его. «Неужели только отрицательно можно быть справедливым?» спрашивал он себя.
Насколько подобные «права» нравственны или безнравственны — это вопрос особый, который я охотно разрешаю в
отрицательном смысле, но несомненно, что права существовали и что ими пользовались.
Неточные совпадения
Только древнееврейский расизм имел
смысл, имел религиозную основу, но он может принимать
отрицательные формы.
Но тем-то и отличается христианское исповедание от языческого, что оно требует от человека не известных внешних
отрицательных действий, а ставит его в иное, чем прежде, отношение к людям, из которого могут вытекать самые разнообразные, не могущие быть вперед определенными поступки, и потому христианин не может обещаться не только исполнять чью-либо другую волю, не зная, в чем будут состоять требования этой воли, не может повиноваться изменяющимся законам человеческим, но не может и обещаться что-либо определенное делать в известное время или от чего-либо в известное время воздержаться, потому что он не может знать, чего и в какое время потребует от него тот христианский закон любви, подчинение которому составляет
смысл его жизни.
Заповеди же христианские (заповедь любви не есть заповедь в тесном
смысле слова, а выражение самой сущности учения), пять заповедей нагорной проповеди — все
отрицательные и показывают только то, чего на известной степени развития человечества люди могут уже не делать.