Выше упущено заметить, что генерал Копцевич, после бесед с Филаретом, порицал не только
общественное воспитание русских мальчиков, но был также и против русских женских институтов, воспитанницы которых, по его мнению, «метили будто только в фаворитки и никуда более не годились».
Неточные совпадения
Я все время имею в виду не демократические программные требования и задания, которые заключают в себе некую правду и справедливость, а тот дух отвлеченной демократии, ту особую
общественную метафизику и мораль, в которой преобладает внешнее над внутренним, агитация над
воспитанием, притязательность над ответственностью, количества над качествами, уравнительная механика масс над творчеством свободного духа.
Так должно совершиться
воспитание самостоятельности
общественного характера, созревание самостоятельной
общественной мысли.
«И для того, чтобы содержать столько солдат и делать такие огромные приготовления к убийству, расходуются ежегодно сотни миллионов, т. е. такие суммы, которые были бы достаточны для
воспитания народа и совершения самых огромных работ для
общественной пользы и которые дали бы возможность миролюбиво разрешить социальный вопрос.
Жизнепонимание
общественное входило в сознание людей веками, тысячелетиями, проходило через разные формы и теперь уже взошло для человечества в область бессознательного, передаваемого наследственностью,
воспитанием и привычкой; и потому оно кажется нам естественным. Но 5000 лет тому назад оно казалось людям столь же неестественным и страшным, как им теперь кажется учение христианское в его настоящем смысле.
Сущность
общественного жизнепонимания состоит в перенесении смысла своей личной жизни в жизнь совокупности личностей: племени, семьи, рода, государства. Перенесение это совершалось и совершается легко и естественно в первых своих формах, в перенесении смысла жизни из своей личности в племя, семью. Перенесение же в род или народ уже труднее и требует особенного
воспитания для этого; перенесение же сознания в государство уже составляет предел такого перенесения.
Все обитатели трущобы могли бы быть честными, хорошими людьми, если бы сотни обстоятельств, начиная с неумелого
воспитания и кончая случайностями и некоторыми условиями
общественной жизни, не вогнали их в трущобу.
Дела,
общественные отношения, здоровье, искусства, здоровье детей, их
воспитанье.
Хотя в пространной Империи
общественное или народное
воспитание невозможно, однакож Законодатель должен предписать некоторые правила, которые могли бы служить по крайней мере советом для родителей (350)».
В то самое время, как «Морской сборник» поднял вопрос о
воспитании и Пирогов произнес великие слова: «Нужно воспитать человека!», — в то время, как университеты настежь распахнули двери свои для жаждущих истины, в то время, как умственное движение в литературе, преследуя титаническую работу человеческой мысли в Европе, содействовало развитию здравых понятий и разрешению
общественных вопросов: — в это самое время сеть железных дорог готовилась уже покрыть Россию во всех направлениях и начать новую эру в истории ее путей сообщения; свободная торговля получила могущественное развитие с понижением тарифа; потянулась к нам вереница купеческих кораблей и обозов; встрепенулись и зашумели наши фабрики; пришли в обращение капиталы; тучные нивы и благословенная почва нашей родины нашли лучший сбыт своим богатым произведениям.
Не допуская, подобно Ликургу, необходимости семейных нежностей, старались сделать
воспитание как можно более
общественным, а не семейным.
Но, вследствие ложного направления
воспитания, [и вообще извращенного
общественного устройства,] врожденная деликатность нежных натур большею частью принимает неправильное развитие.
Конечно, может быть, генерал очень преувеличивал царствовавшее в военных школах тридцатых годов растление, или, по крайней мере, дурное мнение о корпусах принадлежало ему единолично? Но генерал ручался, что «не один он так думает, и перечислил несколько лиц из важных государственных особ, недовольных
общественным в то время
воспитанием».
Девушку с европейским
воспитанием испугали бы в таком случае расчеты приличия, страх
общественного мнения; она, пламенное дитя Востока, боится только гнева, холодности своего владыки.
— Сгоревший дом и имущество стоили вдвое, чем то, что я получил из страхового общества, но я считал и считаю это для себя возмездием за то, что я погубил привязавшуюся ко мне молодую женщину, от которой отделяла меня неравность
общественного положения и
воспитания. Настоящий суд надо мной тяжел мне, но не как суд, могущий лишить меня доброго имени и признать поджигателем — я глубоко убежден, что на это не поднимется рука судей совести — а как воспоминание о покойной, так трагически покончившей с собою.
В наше время хорошее
воспитание, где оно есть, уроки матери и наставницы, избранное чтение, изучение с малолетства закона божия с нравственным применением к жизни, связи
общественные — все это остерегает заранее сердце девушки от подводных камней, мимо которых оно должно плыть, приучает ум ее быть всегда на страже против обольщений и различать ложь от истины, пагубное от полезного.
«Конечно, говорит, этот класс испорчен
воспитанием, но он все-таки представляет собою необходимый
общественный устой».
Православное религиозное
воспитание неблагоприятно для исторической жизни народов; оно мало научает
общественному и культурному строительству, мало дисциплинирует личность.