Неточные совпадения
И — пожалуй — засмеялись бы над тем, кто вздумал бы серьезно настаивать на
необходимости развития и разлития правил в
общественной массе и обращении их в принципы — так же настоятельно и неотложно, как, например, на
необходимости неотложного построения железных дорог.
Середь этой междоусобицы я увидел
необходимость ex ipso fonte bibere [испить из самого источника (лат.).] и серьезно занялся Гегелем. Я думаю даже, что человек, не переживший «Феноменологии» Гегеля и «Противуречий
общественной экономии» Прудона, не перешедший через этот горн и этот закал — не полон, не современен.
[А. И. Дельвиг сообщает о Клейнмихеле: «Неожиданно он получил от государя письмо о
необходимости его удаления ввиду
общественного против него мнения» («Полвека русской жизни», т. II, 1930, стр. 50).]
В известную пору молодости, после многих ошибок и увлечений, каждый человек обыкновенно становится в
необходимость деятельного участия в
общественной жизни, избирает какую-нибудь отрасль труда и посвящает себя ей; но с человеком comme il faut это редко случается.
Весь длинный 1800-летний ход жизни христианских народов неизбежно привел их опять к обойденной ими
необходимости решения вопроса принятия или непринятия учения Христа и вытекающего из него для
общественной жизни решения вопроса о противлении или непротивлении злу насилием, но только с тою разницею, что прежде люди могли принять и не принять решение, данное христианством, теперь же это решение стало неизбежно, потому что оно одно избавляет их от того положения рабства, в котором они, как в тенетах, запутали сами себя.
Естественным ходом от любви к себе, потом к семье, к роду, к народу, государству
общественное жизнепонимание привело людей к сознанию
необходимости любви к человечеству, не имеющему пределов и сливающемуся со всем существующим, — к чему-то не вызывающему в человеке никакого чувства, привело к противоречию, которое не может быть разрешено
общественным жизнепониманием.
И тогда люди, с одной стороны, чувствуя
необходимость подчиниться новому
общественному мнению, и, с другой стороны, не решаясь отступать от прежнего, находятся в неестественном, колеблющемся состоянии.
То же происходит и теперь в нашем человечестве при переходе, переживаемом нами, от языческого жизнепонимания к христианскому.
Общественный человек нашего времени приводится самою жизнью к
необходимости отречься от языческого понимания жизни, не свойственного теперешнему возрасту человечества, и подчиниться требованиям христианского учения, истины которого, как бы они ни были извращены и перетолкованы, все-таки известны ему и одни представляют разрешение тех противоречий, в которых он путается.
Общая воинская повинность была неизбежная логическая
необходимость, к которой нельзя было не прийти, но вместе с тем она же есть последнее выражение внутреннего противоречия
общественного жизнепонимания, возникшего тогда, когда для поддержания его понадобилось насилие.
Патриархальные религии обоготворяли семьи, роды, народы; государственные религии обоготворяли царей и государства. Даже и теперь большая часть малообразованных людей, как наши крестьяне, называющие царя земным богом, подчиняются законам
общественным не по разумному сознанию их
необходимости, не потому, что они имеют понятие об идее государства, а по религиозному чувству.
Большинство, если не все образованные люди нашего времени бессознательно стараются удержать прежнее
общественное жизнепонимание, оправдывающее их положение, и скрыть от себя и людей несостоятельность его и, главное,
необходимость усвоения того христианского жизнепонимания, которое разрушает весь строй существующей жизни. Они стремятся поддержать порядки, основанные на
общественном жизнепонимании, но сами не верят в него, потому что оно отжито и в него нельзя уже верить.
Освобождение происходит вследствие того, что, во-первых, христианин признает закон любви, открытый ему его учителем, совершенно достаточным для отношений людских и потому считает всякое насилие излишним и беззаконным, и, во-вторых, вследствие того, что те лишения, страдания, угрозы страданий и лишений, которыми
общественный человек приводится к
необходимости повиновения, для христианина, при его ином понимании жизни, представляются только неизбежными условиями существования, которые он, не борясь против них насилием, терпеливо переносит, как болезни, голод и всякие другие бедствия, но которые никак не могут служить руководством его поступков.
«Но, — скажут на это, — всегда во всех обществах большинство людей: все дети, все поглощаемые трудом детоношения, рождения и кормления женщины, все огромные массы рабочего народа, поставленные в
необходимость напряженной и неустанной физической работы, все от природы слабые духом, все люди ненормальные, с ослабленной духовной деятельностью вследствие отравления никотином, алкоголем и опиумом или других причин, — все эти люди всегда находятся в том положении, что, не имея возможности мыслить самостоятельно, подчиняются или тем людям, которые стоят на более высокой степени разумного сознания, или преданиям семейным или государственным, тому, что называется
общественным мнением, и в этом подчинении нет ничего неестественного и противоречивого».
В этих случаях она по
необходимости ждет, пока
общественное мнение ясно выскажется или пока государственная власть вмешается в дело.
Не допуская, подобно Ликургу,
необходимости семейных нежностей, старались сделать воспитание как можно более
общественным, а не семейным.
Слова самого Гоголя утверждают меня в том мнении, что он начал писать «Мертвые души» как любопытный и забавный анекдот; что только впоследствии он узнал, говоря его словами, «на какие сильные мысли и глубокие явления может навести незначащий сюжет»; что впоследствии, мало-помалу, составилось это колоссальное создание, наполнившееся болезненными явлениями нашей
общественной жизни; что впоследствии почувствовал он
необходимость исхода из этого страшного сборища человеческих уродов,
необходимость — примирения…
Картины с композицией, более обширною, при которой уже невозможна такая отделка подробностей, к какой мы привыкли, многим стали казаться оскорблением искусства, а между тем развивающаяся
общественная жизнь новейшей поры, со всею ее правдой и ложью, мимо воли романиста, начала ставить его в
необходимость отказаться от выделки чешуек селедки и отражения окна в глазу человека.
Шел общий разброд, процветала проповедь «малых дел», толстовского непротивленства и «неделания», Михайловский же страстно напоминал о
необходимости широкой постановки
общественных задач, о великой ненависти и великой борьбе.
Но природа «политики»,
общественной практики этого мира всего менее творческая и свободная, она возникает из злой
необходимости и является послушанием последствиям зла.
Хитрый и ловкий, граф Алексей Петрович Бестужев-Рюмин еще при Анне Леопольдовне вызван был из ссылки, куда попал по делу Бирона, и снова привлечен к
общественной деятельности благодаря совершенному отсутствию всякого серьезного дарования между людьми, державшими бразды правления. Один он был опытен в делах и умел владеть пером. Государыне он был неугоден, но умел хорошо излагать свои мысли на бумаге и объясняться по-французски и по-немецки. По
необходимости его удержали при делах.
"Стало быть, — думала она, — можно же и на службе не продавать себя, а преследовать идею, на обстановку своего официального положения смотреть как на
необходимость, которая всегда будет существовать при каком угодно
общественном строе".
— Я? я?… — сказал Пьер, чувствуя
необходимость умалить как можно свое
общественное положение, чтобы быть ближе и понятнее для солдат. — Я по настоящему ополченный офицер, только моей дружины тут нет; я приезжал на сраженье, и потерял своих.