Неточные совпадения
— Впрочем, — нахмурившись сказал Сергей Иванович, не любивший
противоречий и в особенности таких, которые беспрестанно перескакивали с одного на другое и без всякой связи вводили
новые доводы, так что нельзя было знать, на что отвечать, — впрочем, не в том дело. Позволь. Признаешь ли ты, что образование есть благо для народа?
Но таинственная страна
противоречий, Россия таила в себе пророческий дух и предчувствие
новой жизни и
новых откровений.
И все мучительные
противоречия и раздвоения найдут себе разрешения в
новой мистике, которая глубже религии и должна объединить религии.
Тут мы с
новой стороны подходим к основным
противоречиям России.
Эпизод этот залег в моей памяти каким-то странным
противоречием, и порой, глядя, как капитан развивает перед Каролем какой-нибудь
новый план, а тот слушает внимательно и спокойно, — я спрашивал себя: помнит ли Кароль, или забыл? И если помнит, то винит ли капитана? Или себя? Или никого не винит, а просто носит в душе беспредметную горечь и злобу? Ничего нельзя было сказать, глядя на суховатое морщинистое лицо, с колючей искоркой в глазах и с тонкими губами, сжатыми, точно от ощущения уксуса и желчи…
Мир развился до
новых, небывалых проблем и
противоречий, до небывалого обострения сознания.
Но между положением людей в то время и в наше время та же разница, какая бывает для растений между последними днями осени и первыми днями весны. Там, в осенней природе, внешняя безжизненность соответствует внутреннему состоянию замирания; здесь же, весною, внешняя безжизненность находится в самом резком
противоречии с состоянием внутреннего оживления и перехода к
новой форме жизни.
Но приходит время, когда, с одной стороны, смутное сознание в душе своей высшего закона любви к богу и ближнему, с другой — страдания, вытекающие из
противоречий жизни, заставляют человека отречься от жизнепонимания общественного и усвоить
новое, предлагаемое ему, разрешающее все
противоречия и устраняющее страдания его жизни, — жизнепонимание христианское. И время это пришло теперь.
Это-то и происходит в деле перехода человечества от одного возраста к другому, которое мы переживаем теперь. Человечество выросло из своего общественного, государственного возраста и вступило в
новый. Оно знает то учение, которое должно быть положено в основу жизни этого
нового возраста, но по инерции продолжает держаться прежних форм жизни. Из этого несоответствия жизнепонимания с практикой жизни вытекает ряд
противоречий и страданий, отравляющих нашу жизнь и требующих ее изменения.
Пока не усвоит каждый отдельный человек христианского жизнепонимания и не станет жить сообразно с ним, не разрешится
противоречие жизни людской и не установится
новой формы жизни.
Бывают такие времена, подобные весне, когда старое общественное мнение еще не разрушилось и
новое еще не установилось, когда люди уже начинают обсуживать поступки свои и других людей на основании
нового сознания, а между тем в жизни по инерции, по преданию продолжают подчиняться началам, которые только в прежние времена составляли высшую степень разумного сознания, но которые теперь уже находятся в явном
противоречии с ним.
В имении дяди меня на первых же порах ожидали еще
новые, гораздо более удивительные вещи. Брат моей матери, князь Семен Одоленский, беспардонный либерал самого нелиберального времени, был человек, преисполненный всяческих
противоречий и чудачеств.
Между этим большинством есть мирные люди, отличающиеся изумительной способностью легко переваривать все
противоречия, проистекающие из смещения
новых понятий, вносимых жизнью, с старыми привычками, приобретенными в детстве.
Как ни тонка и прозрачна стала ложь, вытекающая из
противоречия нашей жизни и нашего сознания, она утончается и растягивается, но не обрывается. И, утончаясь и растягиваясь, ложь эта связывает существующий порядок вещей и препятствует проявлению
нового.
То, что мы называем
противоречием, есть только муки рождения к
новой жизни.
Бруно в своем трактате «De la causa, principe e uno» в пятом диалоге дает характеристику Мировой души или Вселенной как Единого, неподвижного, абсолютного, стоящего выше различий и
противоречий (в частностях он явно опирается здесь на учение об абсолютном Николая Кузанского), но затем задается вопросом: «Почему изменяются вещи? почему материя постоянно облекается в
новые формы?
Однако рассудочная невозможность и противоречивость не есть гарантия реальной невозможности (вера в это была подорвана еще греческой философией: Платоном, Зеноном, — а в
новое время Гегелем, который в своей «Логике», как бы ни были велики ее заблуждения, навсегда показал невозможность остановиться на любом из рассудочных определений и проявил при этом даже своеобразный пафос
противоречий: der Wiederspruch ist Fortleitende!
Вселенная есть вечно изменяющееся, вечно
новое видение этого величайшего страдальца, исполненного контрастов и
противоречий.
Горданов в своей законодательной деятельности встречал немало неприятных
противоречий со стороны некоторых тяжелых людей, недовольных его новшествами и составивших староверческую партию посреди
новых людей.
В Белинском же обнаруживаются все
противоречия экзистенциальной диалектики о человеческой личности и мировой гармонии: восстание против власти общего, универсально: о над человеческой личностью и порабощение человеческой личности
новому общему, универсальному и готовность во имя этого
нового общего, универсального снять голову многих тысяч и сотен тысяч человеческих личностей.
Просыпавшиеся ко всему этому тревожно прислушивались, будили друг друга, крестились и без
противоречий единогласно решили, что причиняемое им сверху беспокойство есть, конечно, не что иное, как проказы какой-нибудь нечистой силы, которая, как всякому православному человеку известно, всегда забирается в
новые дома ранее хозяев и размещается преимущественно на вышках, сеновалах и чердаках, вообще в таких местах, куда не ставят образа.
Если же человек увидал, что другие личности — такие же, как и он, что страдания угрожают ему, что существование его есть медленная смерть: если его разумное сознание стало разлагать существование его личности, он уже не может ставить свою жизнь в этой разлагающейся личности, а неизбежно должен полагать ее в той
новой жизни, которая открывается ему. И опять нет
противоречия, как нет
противоречия в зерне, пустившем уже росток и потому разлагающемся.
Точно так же и в человеке с проснувшимся разумным сознанием нет никакого
противоречия, а есть только рождение
нового существа,
нового отношения разумного сознания к животному.
Но мистика обнаруживает
противоречия духовной жизни, и она приводит к проблеме
новой духовности.
Не говоря уже об учителях церкви древнего мира: Татиане, Клименте, Оригене, Тертуллиане, Киприане, Лактанции и других,
противоречие это сознавалось и в средние века, в
новое же время выяснялось всё больше и больше и выражалось и в огромном количестве сект, отрицающих противное христианству государственное устройство с необходимым условием существования его — насилием, и в самых разнообразных гуманитарных учениях, даже не признающих себя христианскими, которые все, так же, как и особенно распространившиеся в последнее время учения социалистические, коммунистические, анархические, суть не что иное, как только односторонние проявления отрицающего насилие христианского сознания в его истинном значении.