Мало того: как всегда бывает, наука признала именно это случайное, уродливое положение нашего общества за закон всего человечества. Ученые Тиле, Спенсер и друг. пресерьезно трактуют о религии, разумея под нею
метафизические учения о начале всего и не подозревая, что говорят не о всей религии, а только о части ее.
И это
метафизическое учение с сопутствующими ему обрядами, всё более и более отклоняясь от основного смысла своего, доходит до того, до чего оно дошло теперь: до учения, которое объясняет самые недоступные разуму человеческому тайны жизни небесной, дает сложнейшие обряды богослужебные, но не дает никакого религиозного учения о жизни земной.
Сила учения Христа не в его объяснении смысла жизни, а в том, что вытекает из него — в учении о жизни.
Метафизическое учение Христа не новое. Это всё одно и то же учение человечества, которое написано в сердцах людей и которое проповедовали все истинные мудрецы мира. Но сила учения Христа — в приложении этого метафизического учения к жизни.
Учение Христа, как и всякое религиозное учение, заключает в себе две стороны: 1) учение о жизни людей — о том, как надо жить каждому отдельно и всем вместе — этическое, и 2) объяснение, почему людям надо жить именно так, а не иначе —
метафизическое учение.
Неточные совпадения
Традиционные богословско-метафизические
учения неотвратимо должны приводить к идее предопределения, которая наиболее мне антипатична.
Все богословско-метафизические
учения, которые противополагаются моему «дуализму», в сущности, суть формы рационализма, уничтожающего тайну, и неверно описывают духовный опыт, не хотят знать трагизма, противоречия, иррациональности.
Плотин, глава неоплатонической школы, представляющий собой вершину
метафизической спекуляции Греции, в основу своего сложного и далеко неясного в подробностях мировоззрения полагает
учение об абсолютном Первоначале, которое чаще всего называет Единым (Εν), иногда Благом (Αγαθόν).
Отличие
учения Плотина от платоновского, в соответствии его общей
метафизической системе, состоит в том, что рядом с материей этого мира он постулирует еще и умопостигаемую материю, вневременную и вечную, идеальный субстрат, приемлющий образы ума (νους) и имеющий, в отличие от низшей материи, и подлинность и существенность (Enn., II, lib.
Очевидна связь, в которой находится здесь
метафизическое отрицание тела с
учением о перевоплощении, в котором отрицается индивидуальность тела, навеки связанного с данной душой.
Допуская возможность пространственного восприятия времени, мы не видим, однако, здесь
учения о
метафизической природе временности в его отношении к вечности.].
Поэтому аскетический мотив
учения Платона следует понимать не в смысле
метафизического осуждения тела, но как требование практического, религиозно-этического аскетизма, — во имя борьбы с греховной плотью ради победы духа, приводящей к просветлению и тела.
Учение о симфонической личности глубоко противоположно персонализму и означает
метафизическое обоснование рабства человека.
У Э. Гартмана
учение о бессознательном было
метафизической системой.
Метафизическое объяснение
учения имеет значение, когда есть то
учение жизни, которое оно объясняет.
Учение Христа не может не быть принято людьми не потому, что нельзя отрицать то
метафизическое объяснение жизни, которое оно дает (отрицать всё можно), но потому, что только оно одно дает те правила жизни, без которых не жило и не может жить человечество, не жил и не может жить ни один человек, если он хочет жить, как человек, т. е. разумною жизнью.
Люди эти, садящиеся, по выражению Христа, на седалище Моисея, разъясняют
метафизическую сторону
учения так, что этические требования
учения становятся необязательными и заменяются внешним богопочитанием — обрядами.
Метафизическая основа древнего
учения евреев и Христа — одна и та же: любовь к богу и ближнему.
По закону Христа
учение о жизни, вытекающее из той же
метафизической основы, выражено в пяти заповедях, разумных, благих и носящих в самих себе свой смысл и свое оправдание и обнимающих всю жизнь людей.
Учение Христа имеет глубокий
метафизический смысл;
учение Христа имеет общечеловеческий смысл;
учение Христа имеет и самый простой, ясный, практический смысл для жизни каждого отдельного человека. Этот смысл можно выразить так: Христос учит людей не делать глупостей. В этом состоит самый простой, всем доступный смысл
учения Христа.
Со времени Константина, язычника из язычников, которого церковь за все его преступления и пороки причисляет к лику христианских святых, начинаются соборы, и центр тяжести христианства переносится на одну
метафизическую сторону
учения.