Неточные совпадения
Универсализм Гегеля, Маркса, Дюргейма, Шпанна и др., признающий примат общества над человеческой
личностью, есть
ложный универсализм и основан на логике реализма понятий, для которой общее реальнее индивидуального.
Но в эпоху
ложного субъективизма так же мало находит человек самого себя, так же мало утверждает свою
личность, спасает свою индивидуальность, как и в эпоху
ложного объективизма.
Ложное учение средневекового католичества о человеке, лжерелигиозное принижение человеческой
личности привели к протесту, относительная правота которого несомненна.
Гнет позитивизма и теории социальной среды, давящий кошмар необходимости, бессмысленное подчинение
личности целям рода, насилие и надругательство над вечными упованиями индивидуальности во имя фикции блага грядущих поколений, суетная жажда устроения общей жизни перед лицом смерти и тления каждого человека, всего человечества и всего мира, вера в возможность окончательного социального устроения человечества и в верховное могущество науки — все это было
ложным, давящим живое человеческое лицо объективизмом, рабством у природного порядка,
ложным универсализмом.
Бессилие решить проблемы реальности, свободы,
личности или
ложное решение этих проблем — верный показатель плохих качеств философии, ее внутренней импотенции, ложности избранного ею пути.
Если ослепленный судия судит в неправду и защитник невинности издаст в свет его коварный приговор, если он покажет его ухищрение и неправду, то будет сие
личность, но дозволенная; если он его назовет судиею наемным,
ложным, глупым — есть
личность, но дозволить можно.
Прошлый раз я написал много ненужного и жалкого вздора, и, к сожалению, вы теперь уже получили и прочли его. Боюсь, что он даст вам
ложное представление о моей
личности, а также о действительном состоянии моих умственных способностей. Впрочем, я верю в ваши знания и в ваш ясный ум, гг. эксперты.
Может быть, здесь найдется и светлая сторона нравов того времени, может быть, семейные добродетели старинных помещиков и примирят нас с ними за те
ложные и невежественные отношения, которые развивали они в своей жизни и которые, впрочем, и не зависели от воли отдельных
личностей…»
Мистика хотела быть познанием не в понятиях, но она часто имела монистическую тенденцию, враждебную
личности, она может быть проникнута
ложной метафизикой.
Лишь
ложная объективация трансцендирования, выбрасывание его вовне создает иллюзию трансцендентного, подавляющего
личность и господствующего над ней.
Ложное гипостазирование космических начал, сил, энергий, качеств глубоко противоположно персоналистической философии и порабощает человеческую
личность космической иерархией.
Это и создало
ложный объективный иерархизм, противоречащий достоинству и свободе человеческой
личности.
Личность восстает против порабощения её общеуниверсальным, объектным, против
ложных святынь, созданных объективацией, против необходимости природы, против тирании общества, но она берет на себя ответственность за судьбу всех, всей природы, всех живущих существ, всех страдающих и униженных, всего народа и всех народов.
С этической точки зрения этатизм, т. е. признание верховности и абсолютности государства, есть
ложный и безнравственный принцип, так же как и коммунизм, окончательно обобществляющий человека и отрицающий
личность.
Ложная наука идет дальше даже требований грубой толпы, которым она хочет найти объяснение, — она приходит к утверждению того, что с первого проблеска своего отвергает разумное сознание человека, приходит к выводам о том, что жизнь человека, как и всякого животного, состоит в борьбе за существование
личности, рода и вида.
Вместо того, чтобы изучать тот закон, которому, для достижения своего блага, должна быть подчинена животная
личность человека, и, только познав этот закон, на основании его изучать все остальные явления мира,
ложное познание направляет свои усилия на изучение только блага и существования животной
личности человека, без всякого отношения к главному предмету знания, — подчинению этой животной
личности человека закону разума, для достижения блага истинной жизни.
Жить для целей
личности разумному существу нельзя. Нельзя потому, что все пути заказаны ему; все цели, к которым влечется животная
личность человека, — все явно недостижимы. Разумное сознание указывает другие цели, и цели эти не только достижимы, но дают полное удовлетворение разумному сознанию человека; сначала однако, под влиянием
ложного учения мира, человеку представляется, что цели эти противоположны его
личности.
Объяснение этого странного противоречия только одно: люди все в глубине души знают, что всякие страдания всегда нужны, необходимы для блага их жизни, и только потому продолжают жить, предвидя их или подвергаясь им. Возмущаются же они против страданий потому, что при
ложном взгляде на жизнь, требующем блага только для своей
личности, нарушение этого блага, не ведущее к очевидному благу, должно представляться чем-то непонятным и потому возмутительным.
И тогда-то, если этот обман поддерживается
ложными учениями, и происходит в человеке смешение
личности с разумным сознанием.
Животное страдало бы и видело бы в этом состоянии мучительное противоречие и раздвоение. То же происходит и с человеком, наученным признавать низший закон своей жизни, животную
личность, законом своей жизни. Высший закон жизни, закон его разумного сознания, требует от него другого; вся же окружающая жизнь и
ложные учения удерживают его в обманчивом сознании, и он чувствует противоречие и раздвоение.
Таковы определения жизни, которые за тысячи лет до нас, указывая людям вместо
ложного и невозможного блага
личности действительное, неуничтожимое благо, разрешают противоречие человеческой жизни и дают ей разумный смысл.
Тут чувствуется фанатическая одержимость
ложной идеей, которая ведет к существенному перерождению человеческой
личности, к утере человеческого облика.