Я долго не спал, удивленный этой небывалой сценой… Я сознавал, что ссора не имела
личного характера. Они спорили, и мать плакала не от личной обиды, а о том, что было прежде и чего теперь нет: о своей отчизне, где были короли в коронах, гетманы, красивая одежда, какая-то непонятная, но обаятельная «воля», о которой говорили Зборовские, школы, в которых учился Фома из Сандомира… Теперь ничего этого нет. Отняли родичи отца. Они сильнее. Мать плачет, потому что это несправедливо… их обидели…
Неточные совпадения
Прямолинейная демократическая метафизика как будто бы не требует перевоспитания
личного и национального, выработки
характера, дисциплины воли
личной и общественной, внутренней духовной работы.
К
личному же
характеру дела, к трагедии его, равно как и к личностям участвующих лиц, начиная с подсудимого, он относился довольно безразлично и отвлеченно, как, впрочем, может быть, и следовало.
Это и была последняя перемена в распределении прибыли, сделанная уже в половине третьего года, когда мастерская поняла, что получение прибыли — не вознаграждение за искусство той или другой личности, а результат общего
характера мастерской, — результат ее устройства, ее цели, а цель эта — всевозможная одинаковость пользы от работы для всех, участвующих в работе, каковы бы ни были
личные особенности; что от этого
характера мастерской зависит все участие работающих в прибыли; а
характер мастерской, ее дух, порядок составляется единодушием всех, а для единодушия одинаково важна всякая участница: молчаливое согласие самой застенчивой или наименее даровитой не менее полезно для сохранения развития порядка, полезного для всех, для успеха всего дела, чем деятельная хлопотливость самой бойкой или даровитой.
Творец одинок и творчество носит не коллективно-общий, а индивидуально-личный
характер.
Природа заранее наделила их спокойствием, без которого немыслим будничный подвиг жизни, она предусмотрительно смягчила в них
личные порывы, запросы
личной жизни, подчинив эти порывы и эти запросы господствующей черте
характера.
В его
характере нет того, что называют
личной инициативой или свободным возбуждением себя к деятельности; он живет так, как живется, не рассчитывая и не загадывая много.
«Вот их сто человек в нашей роте. И каждый из них — человек с мыслями, с чувствами, со своим особенным
характером, с житейским опытом, с
личными привязанностями и антипатиями. Знаю ли я что-нибудь о них? Нет — ничего, кроме их физиономий. Вот они с правого фланга: Солтыс, Рябошапка, Веденеев, Егоров, Яшишин… Серые, однообразные лица. Что я сделал, чтобы прикоснуться душой к их душам, своим Я к ихнему Я? — Ничего».
Это — смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота — все это не имеет в ней
характера личных пороков, а является, как общие черты ее круга. В собственной,
личной ее физиономии прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию.
Шишков не был увлечен и обольщен блистательным успехом трагедии Озерова «Дмитрий Донской». Он превозносил преувеличенными похвалами «Эдипа в Афинах» и даже «Фингала», но ожесточенно нападал на «Дмитрия Донского». Шишков принимал за
личную обиду искажение
характера славного героя Куликовской битвы, искажение старинных нравов, русской истории и высокого слога. Всего более сердили его слова Донского, которыми он описывает, как увидел в первый раз Ксению в церкви...
Добрейший Яков Фомич (так звали Ивашина) был и умник, и делец, и
характера самого достойного, но любил, к своему наследственному гадяческому или кролевецкому остроумию, подпустить благоприобретенного волтерианства. Особенно он лих был насчет чудес, которые имел слабость считать
личною для себя обидою, и всегда имел при себе наготове этого козырного туза, которого, по его словам, «никакой чудотворец не покроет».
Повсюду, каков бы ни был
характер поэта, каковы бы ни были его
личные понятия о поступках своего героя, герой действует одинаково со всеми другими порядочными людьми, подобно ему выведенными у других поэтов: пока о деле нет речи, а надобно только занять праздное время, наполнить праздную голову или праздное сердце разговорами и мечтами, герой очень боек; подходит дело к тому, чтобы прямо и точно выразить свои чувства и желания, — большая часть героев начинает уже колебаться и чувствовать неповоротливость в языке.
Двоякою природой религиозной веры — с одной стороны, ее интимно-индивидуальным
характером, в силу которого она может быть пережита лишь в глубочайших недрах
личного опыта, и, с другой стороны, пламенным ее стремлением к сверхличной кафоличности — установляется двойственное отношение и к религиозной эмпирии, к исторически-конкретным формам религиозности.
Эта объективация совершается в истории путем разнообразных форм социализации, т. е. отчуждения
личных качеств и перенесения их на социальные группы, где эти качества теряют реальный
характер и приобретают
характер символический.
Также эгоизм и самомнение семейное носит более зловещий
характер, чем эгоизм и самомнение
личное.
Тут
личное нравственное сознание еще не пробудилось, тут все нравственные оценки и акты носят неличный, родовой, полковой, сословный
характер, и все достоинство этих оценок и актов определяется степенью их безличности.
Личное бытие у Н. Гартмана имеет этический
характер.
Вся вторая треть романа «В путь-дорогу» (книга третья и четвертая) полна моих
личных испытаний и очерков студенческого быта; но автобиографический
характер и в первой трети, и в этой (так же, как и в последней трети) значительно изменен.
Размеры природного ума, образования, происхождение,
характер могут улучшать или ухудшать
личное положение того или другого лица, но это все будут исключения.
Раскрытие социального
характера духовности как раз и освобождает ее для
личного творчества.
По
характеру своего миросозерцания Достоевский противопоставляет революции
личное начало, качественность и безусловную ценность личности.
Но русское православие не давало того закала
личному и народному
характеру для жизни исторической и для создания культуры, который на Западе давало католичество, а по-своему и протестантство.
Личному закалу воли и дисциплине
характера не придавали и не придают никакого значения.
Тот описывал виденные им местности, музеи, дворцы и палаты, а также свои
личные впечатления и особенно
характер своего великодушного покровителя и свои взаимные с ним отношения.
Среди неопределенности положения, при угрожающей, серьезной опасности, придававшей всему особенно-тревожный
характер, среди этого вихря интриг, самолюбий, столкновений, различных воззрений и чувств, при разноплеменности всех этих лиц, эта восьмая, самая большая партии людей, занятых
личными интересами, придавала большую запутанность и смутность общему делу.