Неточные совпадения
В
конце концов, происходит возврат к марксистской классической точке зрения на
культуру и литературу.
Судьба наций и национальных
культур должна свершиться до
конца.
Могущественнейшее чувство, вызванное мировой войной, можно выразить так:
конец Европы, как монополиста
культуры, как замкнутой провинции земного шара, претендующей быть вселенной.
В Турции был завязан узел, от развязывания которого в значительной степени зависит характер существования Европы, ибо
конец Турции есть выход
культуры на Восток, за пределы Европы.
Под
конец жизни, разочаровавшись в возможности в России органической цветущей
культуры, отчасти под влиянием Вл. Соловьева, К. Леонтьев даже проектировал что-то вроде монархического социализма и стоял за социальные реформы и за решение рабочего вопроса, не столько из любви к справедливости и желания осуществить правду, сколько из желания сохранить хоть что-нибудь из красоты прошлого.
Оправдание
культуры. Различение
культуры и цивилизации.
Культура конца. Русский нигилизм: Добролюбов, Писарев. Аскетические, эсхатологические и моралистические элементы в нигилизме. Культ естественных наук. Противоречие между принципом личности и материализмом. Противоположение совершенной
культуры и совершенной жизни. Л. Толстой. Опрощение Толстого и Руссо. К. Леонтьев и его отношение к
культуре.
Только
культура конца может преодолеть обе опасности.
Часть марксистов более высокой
культуры перешла к идеализму и, в
конце концов, — к христианству.
В
конце XIX в. начался процесс дифференциации, высвобождения отдельных сфер
культуры от подчинения революционному центру.
Лишь в самом
конце античной
культуры почувствовалась тоска и ужас перед индивидуальной судьбой, но то было уже созревание мира для принятия Христа, сознание неизбежности Спасителя.
Творчество человека, меняющее структуру сознания, может быть не только закреплением этого мира, не только
культурой, но и освобождением мира,
концом истории, то есть созданием Царства Божия, не символического, а реального.
Все линии
культуры доходят до предельных
концов и выходят из дифференцированных ценностей.
Культура отвлеченной духовности лишена чувства
конца, предела.
В
конце искусства — такое же самоотречение, как и в
конце науки, государства, семьи, всей
культуры.
Творчество вечности есть приведение всякой
культуры к
концу, к пределу, т. е. преодоление плохой бесконечности.
Культура ведь, не разрешает проблемы
конца, исхода из мирового процесса, она закрепляет середину.
Русским мальчикам (излюбленное выражение Достоевского), поглощенным решением конечных мировых вопросов, или о Боге и бессмертии, или об устроении человечества по новому штату, атеистам, социалистам и анархистам,
культура представляется помехой в их стремительном движении к
концу.
В третью эпоху, эпоху религиозного творчества, должны выявиться все
концы и пределы мировой жизни и
культуры.
Кризис
культуры означает также жажду выхода из середины к какому-то разрешающему
концу.
Апокалиптика и нигилизм с противоположных
концов, религиозного и атеистического, одинаково низвергают
культуру и историю как середину пути.
Культура со всеми своими великими ценностями есть середина, в ней нет
конца, предела достижений.
После героев Достоевского открывается неведомый XX век, великая неизвестность, которая открывает себя как кризис
культуры, как
конец целого периода всемирной истории.
И часто трудно бывает определить, почему русский человек объявляет бунт против
культуры и истории и низвергает все ценности, почему он оголяется, потому ли, что он нигилист, или потому, что он апокалиптик и устремлен к всеразрешающему религиозному
концу истории.
Но апокалиптическая настроенность, устремленность к
концу, подозрительное и враждебное отношение ко всей серединной
культуре — характерно русские черты.
Но В. Иванов не до
конца сознает трагедию всякого творчества и всякого искусства, ибо слишком верит в религиозность
культуры и творчества.
В Ницше уже высшая
культура переходит за все пределы
культуры, идет к
концу.
Я не предсказываю, каким путем необходимо пойдет история, в хочу лишь проблематически начертать идеальные черты и тенденции нового типа общества и
культуры [Этот этюд может быть чем-то вроде программного разъяснения к мыслям, развитым в моем «
Конце Ренессанса» (см. «София») и в книгах «Смысл истории» и «Философия неравенства».].
Безумно ждать от социализма победы над современной «буржуазной»
культурой — он ее лишь доводит до
конца.
Это есть прежде всего, как я уже говорил,
конец гуманизма, индивидуализма, формального либерализма
культуры нового времени и начало новой коллективной религиозной эпохи, в которую должны выявиться противоположные силы и начала, должно обнаружиться все, что оставалось в подпочве и подсознательном новой истории.