Неточные совпадения
«Дома у меня — нет, — шагая по комнате, мысленно возразил Самгин. — Его нет не только в смысле реальном: жена, дети, определенный круг знакомств, приятный друг, умный
человек, приблизительно равный мне, — нет у меня дома и в смысле
идеальном, в смысле внутреннего уюта… Уот Уитмэн сказал, что
человеку надоела скромная жизнь, что он жаждет грозных опасностей, неизведанного, необыкновенного… Кокетство анархиста…
За чаем Клим услыхал, что истинное и вечное скрыто в глубине души, а все внешнее, весь мир — запутанная цепь неудач, ошибок, уродливых неумелостей, жалких попыток выразить
идеальную красоту мира, заключенного в душах избранных
людей.
«Наша баррикада», — соображал Самгин, входя в дом через кухню. Анфимьевна — типичный
идеальный «
человек для других», которым он восхищался, — тоже помогает строить баррикаду из вещей, отработавших, так же, как она, свой век, — в этом Самгин не мог не почувствовать что-то очень трогательное, немножко смешное и как бы примирявшее с необходимостью баррикады, — примирявшее, может быть, только потому, что он очень устал. Но, раздеваясь, подумал...
— Ошибочно думать, что энергия
людей, соединенных в организации, в партии, — увеличивается в своей силе. Наоборот: возлагая свои желания, надежды, ответственность на вождей,
люди тем самым понижают и температуру и рост своей личной энергии.
Идеальное воплощение энергии — Робинзон Крузо.
— «Русская интеллигенция не любит богатства». Ух ты! Слыхал? А может, не любит, как лиса виноград? «Она не ценит, прежде всего, богатства духовного, культуры, той
идеальной силы и творческой деятельности человеческого духа, которая влечет его к овладению миром и очеловечению
человека, к обогащению своей жизни ценностями науки, искусства, религии…» Ага, религия? — «и морали». — Ну, конечно, и морали. Для укрощения строптивых. Ах, черти…
Это должно было бы заставить Сартра признать
идеальное, духовное начало в
человеке.
Старичка нашего очень у нас любили все дамы, знали тоже, что он, холостой всю жизнь
человек, благочестивый и целомудренный, на женщин смотрел как на высшие и
идеальные существа.
Но и на каторге
люди делают подкопы и бреши. Оказалось, что в этой
идеальной, замкнутой и запечатанной власти моего строгого дядюшки над классом есть значительные прорехи. Так, вскоре после моего поступления, во время переклички оказалось, что ученик Кириченко не явился. Когда Лотоцкий произнес его фамилию, сосед Кириченко по парте поднялся, странно вытянулся, застыл и отрубил, явно передразнивая манеру учителя...
Он, в конце концов, увидел
человека как исключительный продукт общества, класса и подчинил целиком
человека новому обществу,
идеальному социальному коллективу вместо того, чтобы подчинить общество
человеку, окончательно освободить
человека от категории социального класса.
Если бы человеческая личность не была
идеальной по отношению к реальным условиям ее собственного существования,
человек и не мог бы иметь идеи Бога, и никакое откровение никогда бы не могло сообщить ему эту идею, потому что он не в состоянии был бы понять ее…
Силой божественной любви Христос возвращает миру и человечеству утраченную в грехе свободу, освобождает человечество из плена, восстанавливает
идеальный план творения, усыновляет
человека Богу, утверждает начало богочеловечности, как оно дано в идее космоса.
Там я найду тот милый обман, то чудесное смешение
идеального и реального, которого так жаждет душа моя и которого, конечно, не дадут никакие диспуты о прародителях
человека.
И дальше сам с собою: почему красиво? Почему танец красив? Ответ: потому что это несвободное движение, потому что весь глубокий смысл танца именно в абсолютной, эстетической подчиненности,
идеальной несвободе. И если верно, что наши предки отдавались танцу в самые вдохновенные моменты своей жизни (религиозные мистерии, военные парады), то это значит только одно: инстинкт несвободы издревле органически присущ
человеку, и мы в теперешней нашей жизни — только сознательно…
— Да, когда я этого захочу. Вы подло обманывали меня. Я пожертвовала для вас всем, отдала вам все, что может отдать честная женщина… Я не смела взглянуть в глаза моему мужу, этому
идеальному, прекрасному
человеку. Для вас я забыла обязанности жены и матери. О, зачем, зачем я не осталась верной ему!
Я не говорю, чтоб отношения русского культурного
человека к мужику, в том виде, в каком они выработались после крестьянской реформы, представляли нечто
идеальное, равно как не утверждаю и того, чтоб благодеяния, развиваемые русской культурой, были особенно ценны; но я не могу согласиться с одним: что приурочиваемое каким-то образом к обычаям культурного
человека свойство пользоваться трудом мужика, не пытаясь обсчитать его, должно предполагаться равносильным ниспровержению основ.
Это был один из тех благороднейших и целомудренных сердцем
людей, которые даже стыдятся предположить в другом
человеке дурное, торопливо наряжают своих ближних во все добродетели, радуются чужому успеху, живут, таким образом, постоянно в
идеальном мире, и при неудачах прежде всех обвиняют самих себя.
— Вы не рассердитесь на меня,
идеальная Зоя Никитишна; вы не захотите повергнуть меня в мрачную бездну исступленного отчаяния. А серьезно я говорить не умею, потому что я не серьезный
человек.
В числе их пришел и господин Евсеев, так жестоко обозванный Суханчиковой, — она очень дружелюбно с ним разговаривала и попросила его провести ее домой; пришел некто Пищалкин,
идеальный мировой посредник,
человек из числа тех
людей, в которых, может быть, точно нуждается Россия, а именно ограниченный, мало знающий и бездарный, но добросовестный, терпеливый и честный; крестьяне его участка чуть не молились на него, и он сам весьма почтительно обходился с самим собою, как с существом, истинно достойным уважения.
Дудукин. Господа, я предлагаю выпить за здоровье артистки, которая оживила заглохшее стоячее болото нашей захолустной жизни. Господа, я реторики не знаю, я буду говорить просто. У нас,
людей интеллигентных, в провинции только два занятия: карты и клубная болтовня. Так почтим же талант, который заставил нас забыть наше обычное времяпровождение. Мы спим, господа, так будем же благодарны избранным
людям, которые изредка пробуждают нас и напоминают нам о том
идеальном мире, о котором мы забыли.
Дело в том, что Олухову его Глаша своей выпивкой, от которой она и дурнела с каждым днем, все более и более делалась противна, а вместе с тем, видя, что Домна Осиповна к нему добра, ласкова, и при этом узнав от
людей, что она находится с Бегушевым вовсе не в
идеальных отношениях, он начал завидовать тому и мало-помалу снова влюбляться в свою жену.
Он работает, пойдет в экспедицию и свернет себе там шею не во имя любви к ближнему, а во имя таких абстрактов, как человечество, будущие поколения,
идеальная порода
людей.
Федя. Семейная жизнь? Да. Моя жена
идеальная женщина была. Она и теперь жива. Но что тебе сказать? Не было изюминки, — знаешь, в квасе изюминка? — не было игры в нашей жизни. А мне нужно было забываться. А без игры не забудешься. А потом я стал делать гадости. А ведь ты знаешь, мы любим
людей за то добро, которое мы им сделали, и не любим за то зло, которое мы им делали. А я ей наделал зла. Она как будто любила меня.
Нет, по мнению добрых
людей, если Волга течет в Каспийское море, так это потому единственно, что она питает особенное, невещественное,
идеальное сочувствие к Каспию, и в силу такой идеи она должна была непременно дойти именно до Каспия, хотя бы целые Альпы встретились ей на дороге.
«Я ничего не знаю и ничему не учился, да и способностей у меня нет, — думал он про себя, — так и вы ничего не знайте и не выказывайте своих способностей при мне…» Кистер, быть может, потому заставил Лучкова выйти, наконец, из своей роли, что до знакомства с ним бретёр не встретил ни одного
человека действительно «
идеального», то есть бескорыстно и добродушно занятого мечтами, а потому снисходительного и не самолюбивого.
Касатский принадлежал к тем
людям 40-х годов, которых уже нет нынче, к
людям, которые, сознательно допуская для себя и внутренно не осуждая нечистоту в половом отношении, требовали от жены
идеальной, небесной чистоты, и эту самую небесную чистоту признавали в каждой девушке своего круга и так относились к ним.
Все это прошло и не будет больше; но еще не пропал
человек, который хоть в воспоминании может вернуться к этим светлым грезам, к этому чистому, младенческому упоению жизнью, к этим
идеальным, величавым замыслам — и содрогнуться потом, при взгляде на ту грязь, пошлость и мелочность, в которой проходит его теперешняя жизнь.
Но всмотритесь в основу этой повести, — вы придете к тому же результату: что
идеальная теория общественного механизма, с успокоением всех
людей на своем месте и на своем деле, вовсе не обеспечивает всеобщего благоденствия.
Моралисты утверждали, что все это от растленности человеческого рода и от помрачения ума его; другие, напротив, кричали, что теория будто бы
идеальной организации, состоящая в обезличении
человека, противна естественным требованиям человеческой природы и потому должна быть отвергнута, как негодная, и уступить место другой, признающей все права личности и принцип бесконечного развития, бесконечного шествия вперед, то есть прогресса, в противоположность застою.
Из наблюдений автора, переданных нам в его рассказах, оказывается, что ведь ни одного
человека нет, кто бы в самом деле, всем сердцем и душою возлюбил
идеальную организацию, обещающую столько мира и довольства
людям.
Вот этакие-то мысли, западая в
человека и развиваясь в нем с чрезвычайною быстротою и силою, при помощи его природных инстинктов, — и губят всеобщую тишину и спокойствие в том
идеальном общественном механизме, который так отрадно рисовался нам выше.
Пора нам убедиться в том, что искать страданий и лишений — дело неестественное для
человека и поэтому не может быть
идеальным, верховным назначением человечества.
Но зато как страшно положение
человека, поставляемого в постоянную необходимость идти против себя, против своих добрых стремлений — и сознающего, что он не может выполнить в жизни тех
идеальных требований, которые ставит для самого себя.
Старая гвардия бойко ходила, громко говорила, весело cмеялась и держала себя по-домашнему, «своими
людьми», с видимою независимостью; новички же, тщательно застегнутые на все пуговицы, отличались несмелостью движений и взглядов, и в выражении лица всецело еще носили робкое и почти
идеальное благоговение ко «храму науки».
Она никогда не придавала Хвалынцеву никаких особенных героических качеств,
идеальных свойств и добродетелей, ради того лишь что он ей нравился: она была слишком положительный
человек для этого, глядела на жизнь и
людей слишком просто и прямо.
Несоответствие образа и подобия в
человеке, или, точнее, его потенциальности и актуальности, наличности и заданности, именно и составляет своеобразие
человека, который ипостасною своею свободою осуществляет в себе свой собственный
идеальный образ, погруженный в некую мэональность или неопределенность.
Вообще же, хотя maman отзывалась об Альтанском не иначе как с величайшею похвалою, я чувствовал, что все ее похвалы относятся только к его светлому уму, непререкаемой честности и большим сведениям, но что в нем было нечто такое, что ей не совсем нравилось, и что если бы от нее зависело отлить
человека в
идеальную форму, то этой формой не во всем послужил бы избранный ею мне наставник.
Человек попадает в рабство к
идеальным культурным ценностям.
Способность испытывать боль присуща каждому живому существу, прежде всего
человеку, также животному, может быть по-иному, и растению, но не коллективным реальностям и не
идеальным ценностям.
Когда самое дурное для
человека переносится на коллективные реальности, признанные
идеальными и сверхличными, то оно становится хорошим и даже превращается в долг.
Объектная телеология космического процесса сталкивается со свободой
человека, с личностью и творчеством и в сущности означает
идеальный, спиритуализированный детерминизм.
Разум и
идеальные ценности оказываются в
человеке началами сверхчеловеческими.
Но также можно сказать, что несоединимо со свободой и нравственной жизнью и учение Гартмана об
идеальных ценностях, которые
человек должен свободно реализовать в мире.
Идеальная же, совершенная жизнь есть конец власти
человека над
человеком, вообще всякой принуждающей власти, даже власти Божьей, ибо и Бог лишь для грешного мира может представляться властью.
Идеального, совершенного государства не может быть, ибо всякое государство будет властью
человека над
человеком.
Я говорил уже в первой главе, что проблема
человека не может быть подменена ни проблемой субъекта, трансцендентального сознания, ни проблемой души, психологического сознания, ни проблемой духа, ни проблемой
идеальных ценностей, идей добра, истины, красоты и пр.
Но это лично-человеческое начало само по себе, оторванное от женского начала, бессильно и беспомощно, отвлеченно и не может утвердить
идеальный образ
человека.
Появился целый ряд профессиональных образов
человека, требующих своих
идеальных совершенств, — образ ученого, артиста, политического деятеля, хозяина-предпринимателя, рабочего.
Но в такого рода учении о
человеке остается непонятным, каким же образом соединяется природный
человек с разумом и
идеальными ценностями.
Можно ли сказать, что свободе
человека предстоит добро,
идеальная ценность,
идеальная норма, которые должны быть реализованы и неисполнение которых есть зло.
При этом не может не исчезнуть
идеальный образ
человека, целостной человеческой личности.