Неточные совпадения
Она знала, что есть на свете господа, которые должны приказывать, и простой
народ, который должен служить, — а потому не гнушалась ни подобострастием, ни
земными поклонами; но с подчиненными обходилась ласково и кротко, ни одного нищего не пропускала без подачки и никогда никого не осуждала, хотя и сплетничала подчас.
— До крайности обозлен
народ несоответствием благ
земных и засилием полиции, — сообщил он, сжав кулак.
Она определяется силой жертвенного духа
народа, его исключительной вдохновленностью царством не от мира сего, она не может притязать на внешнюю власть над миром и не может претендовать на то, чтобы даровать
народу земное блаженство.
Русский
народ как будто бы хочет не столько свободного государства, свободы в государстве, сколько свободы от государства, свободы от забот о
земном устройстве.
Никакой суверенитет
земной власти не может быть примирим с христианством: ни суверенитет монарха, ни суверенитет
народа, ни суверенитет класса.
В русском
народе поистине есть свобода духа, которая дается лишь тому, кто не слишком поглощен жаждой
земной прибыли и
земного благоустройства.
Природа русского
народа сознается, как аскетическая, отрекающаяся от
земных дел и
земных благ.
И что же было возражать человеку, который говорил такие вещи: «Я раз стоял в часовне, смотрел на чудотворную икону богоматери и думал о детской вере
народа, молящегося ей; несколько женщин, больные, старики стояли на коленях и, крестясь, клали
земные поклоны.
Русский
народ, по своей вечной идее, не любит устройства этого
земного града и устремлен к Граду Грядущему, к Новому Иерусалиму, но Новый Иерусалим не оторван от огромной русской земли, он с ней связан, и она в него войдет.
Путь
земной представлялся русскому
народу путем бегства и странничества.
Еврейский
народ отверг Христа, не узнал в Нем Мессии, так как ждал
земного царя, могущественного и славного, устроителя
земного царства.
Но если принужденная работа дает меньше плода, то не достигающие своея цели
земные произведения толико же препятствуют размножению
народа.
Папа захватил землю,
земной престол и взял меч; с тех пор всё так и идет, только к мечу прибавили ложь, пронырство, обман, фанатизм, суеверие, злодейство, играли самыми святыми, правдивыми, простодушными, пламенными чувствами
народа, всё, всё променяли за деньги, за низкую
земную власть.
Овладел мною дух неправды и любостяжания; стал я обманывать, бедный
народ притеснять, свою братию продавать, от християнства отказываться — все в чаянье приобретенья благ
земных.
Коршун, взошедши на помост, перекрестился на церковные главы и положил один за другим четыре
земных поклона
народу, на четыре стороны площади.
Патриархальные религии обоготворяли семьи, роды,
народы; государственные религии обоготворяли царей и государства. Даже и теперь большая часть малообразованных людей, как наши крестьяне, называющие царя
земным богом, подчиняются законам общественным не по разумному сознанию их необходимости, не потому, что они имеют понятие об идее государства, а по религиозному чувству.
Тогда Пугачев сделал с крестным знамением несколько
земных поклонов, обратясь к соборам, потом с уторопленным видом стал прощаться с
народом; кланялся во все стороны, говоря прерывающимся голосом: «Прости,
народ православный; отпусти мне, в чем я согрубил пред тобою… прости,
народ православный!» При сем слове экзекутор дал знак: палачи бросились раздевать его; сорвали белый бараний тулуп; стали раздирать рукава шелкового малинового полукафтанья.
Тогда Пугачев сделал с крестным знамением несколько
земных поклонов, обратясь к соборам, потом с уторопленным видом стал прощаться с
народом; кланялся на все стороны, говоря прерывающимся голосом: «Прости,
народ православный; отпусти мне, в чем я согрубил пред тобою; прости,
народ православный!» — При сем слове экзекутор дал знак: палачи бросились раздевать его; сорвали белый бараний тулуп; стали раздирать рукава шелкового малинового полукафтанья.
Около Думы
народ. Идет заседание. Пробрались в зал. Речь о войне, о помощи раненым. Какой-то выхоленный, жирный, так пудов на восемь, гласный, нервно поправляя золотое пенсне, возбужденно, с привизгом, предлагает желающим «добровольно положить живот свой за веру, царя и отечество», в защиту угнетенных славян, и сулит за это
земные блага и царство небесное, указывая рукой прямой путь в небесное царство через правую от его руки дверь, на которой написано: «Прием добровольцев».
Егорушка подошел к иконостасу и стал прикладываться к местным иконам. Перед каждым образом он не спеша клал
земной поклон, не вставая с земли, оглядывался назад на
народ, потом вставал и прикладывался. Прикосновение лбом к холодному полу доставляло ему большое удовольствие. Когда из алтаря вышел сторож с длинными щипцами, чтобы тушить свечи, Егорушка быстро вскочил с земли и побежал к нему.
В избе на рюминском хуторе тоже видно было, что
народ гуляет; даже Алены не было дома, и только одна Петровна стояла на коленях перед иконой и, тепля грошовую свечечку из желтого воска, клала
земные поклоны, плакала и, задыхаясь, читала: «Буди благословен день и час, в онь же господь наш Иисус Христос страдание претерпел».
— Да, про весь рабочий
народ земли, про всю её силу, вечный источник боготворчества! Вот просыпается воля
народа, соединяется великое, насильно разобщённое, уже многие ищут возможности, как слить все силы
земные в единую, из неё же образуется, светел и прекрасен, всеобъемлющий бог земли!
— Долго поднимал
народ на плечах своих отдельных людей, бессчётно давал им труд свой и волю свою; возвышал их над собою и покорно ждал, что увидят они с высот
земных пути справедливости.
— Все сие не может понравиться ласкателям, которые беспрестанно твердят
земным Владыкам, что
народы для них существуют.
Ломоносов, правда, говорит иногда судиям
земным, чтобы они блюлись от буйности и подданных не презирали, а наблюдали народную льготу; но это говорится так, en masse, в видах отвлеченной добродетели и справедливости и отчасти даже для красного словца, а ничуть не по глубокому сердечному сочувствию к нуждам
народа.
Жмигулина. Какая жизнь, помилуйте! В бедности, между такого
народа, который без понятия. Это не то, что, бывало, у вашей мамаши в Заветном! Просто был рай
земной! Ваша мамаша были самая добрейшая дама и любили, чтоб у них было всем весело. Барышень всегда было в доме много, а также и кавалеров; с утра до ночи разные игры были. Даже горничных, бывало, заставляли с нами в горелки и в другие игры играть, а сами смотрят на нас да радуются.
— Главное — тесно ему: разродился в несметном количестве, а жить — негде! Ежели взять
земную карту, то сразу видно: отодвинули мы его везде к морским берегам, трется он по берегам этим, и ничего ему нету, окромя песку да соленой воды!
Народ — голый…
Здесь провел юность свою Владимир, здесь, среди примеров
народа великодушного, образовался великий дух его, здесь мудрая беседа старцев наших возбудила в нем желание вопросить все
народы земные о таинствах веры их, да откроется истина ко благу людей; и когда, убежденный в святости христианства, он принял его от греков, новогородцы, разумнее других племен славянских, изъявили и более ревности к новой истинной вере.
Но все
народы земные и будущие столетия не престали бы дивиться, если бы мы захотели ему повиноваться.
Марфа страдала во глубине души, но еще являлась
народу в виде спокойного величия, окруженная символами изобилия и дарами
земными: когда ходила по стогнам, многочисленные слуги носили за нею корзины с хлебами; она раздавала их, встречая бледные, изнуренные лица — и
народ еще благословлял ее великодушие.
— В те поры и я, как все, младенцем был, никто ведь не знал, не чуял народной силы. Второе — лес я сызмала люблю, это большая вещь на земле — лес-то! Шуба
земная и праздничная одежда её. Оголять землю, охолодить её — нельзя, и уродовать тоже не годится, и так она нами вдосталь обижена! Мужики же, со зла, ничего в лесу не видят, не понимают, какой это друг, защитник. Валят дерево — зря, лыко дерут — не умеючи.
Народ всё-таки дикий! Еленка, ты бы шла на печь да и спала…
Имя царя еще возбуждает в
народе суеверное сочувствие; не перед царем Николаем благоговеет
народ, но перед отвлеченной идеею, перед мифом; в народном воображении царь представляется грозным мстителем, осуществлением правды,
земным провидением.
Обитатели
земной планеты находятся еще в таком состоянии нелепости, неразумия, тупости, что каждый день читаешь в газетах рассуждения правителей
народов о том, с кем и как надо соединиться для того, чтобы воевать с другими
народами, сами же
народы при этом позволяют своим руководителям располагать ими, как скотом, ведомым на бойню, как будто жизнь каждого человека не есть его личная собственность.
Перекрестясь на алтарь, он положил
земной поклон Богу и храму его, с которым он ныне прощался навеки. Затем тихо отдал, на все четыре стороны, по одному глубокому поясному поклону. Это было безмолвное прощание его с
народом.
«Противный
народ эти чухонцы и… греки, — думал он. — Совсем лишний, ни к чему не нужный, противный
народ. Занимают только на
земном шаре место. К чему они?»
Все силы должны быть отданы на эмансипацию
земного человека, эмансипацию трудового
народа от непомерных страданий, на создание условий счастливой жизни, на уничтожение суеверий и предрассудков, условных норм и возвышенных идей, порабощающих человека и мешающих его счастью.
— Восемь… девять… десять… Да, удивительный
народ эти русские! Одиннадцать… двенадцать. Русская инертность — единственная на всем
земном шаре.
Нас будут десятки, сотни, тысячи, и только тогда, когда на всем
земном шаре не будет ни одного льва в заключении, только тогда возвращусь я в родные страны, освобожденный и освободитель, с радостью в сердце, как подобает царю-победителю, возвращающемуся в свое отечество во главе освобожденного
народа.
Председательствуя на церковных соборах, он всенародно являл себя главой духовенства; гордый в сношениях с царями, величавый в приеме их послов, он любил пышную торжественность, установил обряд целования монаршей руки в знак особой милости, стремился внешне всеми способами возвыситься перед людьми, чтобы сильнее действовать на их воображение, — одним словом, разгадав тайны самодержавия, сделался как бы
земным богом для россиян, которые с того времени начали удивлять все иные
народы своей беспредельной покорностью монаршей воле.
Председательствуя на церковных соборах, он всенародно являл себя главою духовенства; гордый в сношениях с царями, величавый в приеме их послов, он любил пышную торжественность, установил себе обряд целования монаршей руки в знак особой милости, стремился всеми наружными способами возвыситься перед людьми, чтобы сильно действовать на их воображение, — одним словом, разгадав тайны самодержавия, сделался как бы
земным богом для россиян, которые с того времени начали удивлять все иные
народы своею беспредельною покорностью монаршей воле.
Русский
народ приковывался к
земной жизни грехом, и грехи его были не меньше, даже больше, чем у
народов Европы.
Но
народы Запада добродетелями своими прикованы к
земной жизни и к
земным благам.
Пришла из гостиной Фимочка и, найдя меня не спящим, час целый сидела у меня и с ужасом рассказывала о немецком нашествии. Из ее бледности и бессвязных женских речей больше, чем из газет, понял и почувствовал, в каком трепетном ожидании вражеского нашествия находится вся наша столица, да и весь
народ. Спаси, Господи, Россию и ее города, ее людей, ее дома и домишки. Не по заслугам, не по богатству и силе помилуй ее, Господи, а по малоумию нашему, по нищете нашей, которую так возлюбил ты в
земной жизни твоей!
В русском
народе всегда была исключительная, неведомая
народам Запада, отрешенность, он не чувствовал исключительной прикованности и привязанности к
земным вещам, к собственности, к семье, к государству, к своим правам, к своей мебели, к внешнему бытовому укладу.
Русский
народ не может достойно воевать, потому что он потерял веру в святыни, превышающие всякие блага
земные.
Легкость низвержения собственности в России произошла не только от слабости правосознания в русском
народе и недостатка буржуазной честности, но от исключительной отрешенности русского человека от
земных благ.