Читатели, соображаясь с своими собственными наблюдениями над жизнью и с своими понятиями о праве, нравственности и требованиях природы человеческой, могут решить сами — как то, справедливы ли наши суждения, так и то, какое значение имеют
жизненные факты, извлекаемые нами из комедий Островского.
Он почувствовал, что не отвлеченные верования, а
жизненные факты управляют человеком, что не образ мыслей, не принципы, а натура нужна для образования и проявления крепкого характера, и он умел создать такое лицо, которое служит представителем великой народной идеи, не нося великих идей ни на языке, ни в голове, самоотверженно идет до конца в неровной борьбе и гибнет, вовсе не обрекая себя на высокое самоотвержение.
В эти минуты в нем, быть может помимо собственной его воли, но одною только неотразимою силою
жизненного факта, совершался внутренний переворот: из грязи падения, оправдываемого принципом народной, исторической вражды, вырастало хорошее, честное чувство уважения, любви и благодарности.
Критика должна сказать: «Вот лица и явления, выводимые автором; вот сюжет пьесы; а вот смысл, какой, по нашему мнению, имеют
жизненные факты, изображаемые художником, и вот степень их значения в общественной жизни».
Он мог брать для своих изображений не те
жизненные факты, в которых известная идея отражаемся наилучшим образом, мог давать им произвольную связь, толковать их не совсем верно; но если художническое чутье не изменило ему, если правда в произведении сохранена, — критика обязана воспользоваться им для объяснения действительности, равно как и для характеристики таланта писателя, но вовсе не для брани его за мысли, которых он, может быть, еще и не имел.
Неточные совпадения
Анализировать эти
факты, в связи с другими
жизненными явлениями, он вообще не способен, но, кроме того, ненавистник, услыхав о такой претензии, пожалуй, так цыркнет, что и ног не унесешь. Нет, лучше уж молча идти за течением, благо ненавистник благодаря кумовству относится к нему благодушно и скорее в шутливом тоне, нежели серьезно, напоминает о недавних проказах.
Эта всеобщность недовольства 24, сопряженная с пожеланием самых приятных проектов лично для себя и с полнейшим равнодушием относительно
жизненной обстановки соседа, представляется для меня
фактом тем более замечательным, что фрондерство, по-видимому, заползает в сердце самых твердынь.
Не
факты действительного грабежа и вопиющего предательства священнейших интересов страны приводят их в негодование, но попытки отнестись к этим
фактам сознательно и указать их значение в связи с общим
жизненным строем.
Он любил читать по источникам, где
факт излагается в
жизненной простоте, как происходило событие, и что не обязывает читателя смотреть на дело с точки зрения, на которую его наводит автор книги сочиненной.
Потому-то и дороже для них отвлеченные воззрения, чем живые
факты, важнее общие принципы, чем простая
жизненная правда.
Что же касается до литературы, то она непременно последует за обществом: мы в этом твердо убеждены, потому что прошедшие
факты уже доказали нам, что литература у нас не есть еще сила общественная, не есть
жизненная потребность нации, а все-таки потеха, как и прежде.
Мы хотим просто подвести итог тем данным, которые рассеяны в произведении писателя и которые мы принимаем, как совершившийся
факт, как
жизненное явление, стоящее пред нами.
Но у сильных талантов самый акт творчества так проникается всею глубиною
жизненной правды, что иногда из простой постановки
фактов и отношений, сделанной художником, решение их вытекает само собой.
Но, даже принимая все эти
факты, мы надеемся, при помощи некоторых дополнительных соображений, прийти не к отчаянию в
жизненных силах народа, не к убеждению в бесконечности его апатии и неспособности к общественным делам, а к выводам совершенно противоположным.
Однако это суждение будет близоруко: надо смотреть поверх случайных и преходящих тенденций данного момента, которые быстро сменяются другими тенденциями, и оценивать
факт развития науки о религии в его
жизненном значении.
То обстоятельство, что научное исследование нередко связывается с настроениями, враждебными религии, не должно закрывать того
факта, что в науке религия получает новую область
жизненного влияния.
Так это или не так, но
факт сам по себе характерен: оргийные праздники бога «избытка сил» оказываются передвинутыми из благодатной осени в студеную зиму, время «нужды». Зима с вызываемым ею оскудением
жизненных сил и ранняя весна с опьяняющим подъемом этих сил на почве зимнего их оскудения — вот время, когда над людьми царит Дионис.
Нужно принять этот
факт как ниспосланный Провидением, принять так, как должно принять все страдания и несчастья жизни, все великие испытания: противиться всеми силами духа соблазнам революции, оставаться верными своим святыням, унести светильники в катакомбы, пережить духовно и религиозно-просветленно это несчастье, постигнув его, как искупление вины, помогать тем
жизненным процессам, в которых революция переходит в свою противоположность, к положительному творчеству.