Неточные совпадения
Но он чувствовал, что его знания не сгруппированы в стройную
систему, не стиснуты какой-то
единой идеей.
— Если вы знакомы с историей религий, сект, философских
систем, политических и государственных устройств, то можете заметить, что эти прирожденные человечеству великие идеи только изменяются в своих сочетаниях, но число их остается одинаким, и ни
единого нового камешка не прибавляется, и эти камешки являются то в фигурах мрачных и таинственных, — какова религия индийская, — то в ясных и красивых, — как вера греков, — то в нескладных и исковерканных представлениях разных наших иноверцев.
Следуя такой мудрости
систем, Она успела затмить самые деятельнейшие царствования, известные нам по Истории; дела
единой Государыни могли бы прославить многих Государей.
В
системе Плотина посредствующую роль между
Единым и миром играет νους [Нус (греч. — ум, разум) — одна из основных категорий античной философии, разработанная Анаксагором и последующими философами.], образующий второе и не столь уже чистое единство — мышления и бытия, а непосредственным восприемником влияний νους служит Мировая Душа, имеющая высший и низший аспект, и она изливается уже в не имеющую подлинного бытия, мэоническую (μη δν) и потому злую материю.
Если скажем, что бытие, т. е. относительное во всей множественности своей, есть совокупность модусов Абсолютного, т. е. что Абсолютное имеет в себе относительное, как модусы (учение Спинозы [Модус (в
системе Спинозы) — единичное проявление
единой и единственной субстанции.
Но раз установленные, они объясняются один из другого уже причинно-механически, на основе логического принципа непрерывности, в
единой связной метафизической
системе: в бемовском Боге от первого его движения к откровению до отдаленного уголка мироздания, от ангела до последнего клопа, все понятно, все объясняется, все рационализуется.
Платон не систематичен, но тематичен и диалектичен, отсюда проистекает и фрагментарность его философствования, ибо каждый его диалог, при всем своем художественном совершенстве и музыкальной форме, для
системы философии есть только фрагмент, этюд, статья, не более, без потребности в закруглении, в сведении концов с концами в
единой целостной
системе, к которой у Платона не намечается даже попытки и вкуса.
Поэтому всякое нечто: бог ли или человек, небо или ад, ангелы или демоны, — имеет одну природу или сущность, как в
системе Спинозы
единая абсолютная субстанция существует в бесконечном множестве атрибутов и модусов.
И с этой стороны
система Беме по своему философскому типу (хотя и не по построению) близка к пантеистическому монизму Спинозы с его
единой в своей нераскрытости субстанцией, проявляющейся в бесчисленных атрибутах и модусах.
Так как все представляет собой энергию
Единого абсолютного лишь на разных ступенях совершенства, то по отношению к миру эта
система, по справедливой характеристике Целлера [Zeller.
Система религиозного монизма может принимать различные очертания в зависимости от того, в каком смысле разрешается вопрос о происхождении множественности, — бога и мира, — в
едином Ничто.
Ибо
единой, абсолютной философской
системы, которая вмещала бы абсолютную истину, вообще не существует.