Кто не допускает особого религиозного удостоверения и отрицает особый орган религиозного ведения, тот должен в изумлении остановиться пред всемирно-историческим фактом религии как каким-то повальным, массовым гипнозом и помешательством [Интересно наблюдать, в какие безысходные трудности попадают те из историков «культуры», которые лишены
внутреннего понимания религии, но и не имеют достаточно прямолинейности, чтобы совершенно отмести, как хлам и предрассудки или «надстройку» на каком-нибудь «базисе», религиозные верование и культ.].
Неточные совпадения
Во
внутреннее существо природы, в творческую связь вещей научное знание не проникает, оно обходится без такого
понимания причинности.
То же происходит и с обществами людей при переходе от одного
понимания, а потому и устройства жизни, к другому. Люди только сначала постепенно и равномерно один за другим воспринимают новую истину
внутренним путем и следуют ей в жизни; при известном же распространении истины она усваивается ими уже не
внутренним способом, не равномерно, а сразу, почти невольно.
Так возражают защитники существующего строя. И рассуждение это было бы совершенно справедливо, если бы переход людей от одного
понимания жизни к другому совершался посредством только одного того процесса, при котором каждый человек отдельно и один за другим познает опытом тщету власти и
внутренним путем постигает истины христианские.
В увлечении я хотел было заговорить о Фрези Грант, и мне показалось, что в нервном блеске устремленных на меня глаз и бессознательном движении руки, легшей на край стола концами пальцев, есть
внутреннее благоприятное указание, что рассказ о ночи на лодке теперь будет уместен. Я вспомнил, что нельзя говорить, с болью подумав: «Почему?» В то же время я понимал, почему, но отгонял
понимание. Оно еще было пока лишено слов.
Стрешнева слушала, слушала и наконец не выдержала. Довольно явная ироническая усмешка заиграла на ее хорошеньких губках, а глаза глядели на вещателя с беспощадным
пониманием всей его
внутренней сути.
Чиновный люд, усматривая особенное внимание, оказываемое графу со стороны губернаторской четы, по долгу служебного рвения, утроил свою почтительность к политическому высланцу: это показывало и
внутреннюю либеральность чиновничьего люда, и тонкое
понимание служебно-дисциплинарных отношений, потому что «ежели сам губернатор, то мы и тем паче…».
Единственно приемлемый, не рабий смысл слова «соборность» — это
понимание её как
внутреннего конкретного универсализма личности, а не как отчуждения совести в какой-либо внешний коллектив.
Очень важно для
понимания личности всегда помнить, что личность прежде всего определяется не по отношению к обществу и космосу, не по отношению к миру, порабощенному объективацией, а по отношению к Богу и в этом сокровенном
внутреннем отношении она черпает силы для свободного отношения к миру и человеку.
Два процесса необходимы, когда ставится тема пола и любви-эроса: внешнее освобождение от гнета и рабства общества и авторитарного
понимания семьи и
внутренняя аскеза, без которой человек делается рабом самого себя и своей низшей природы.
Это есть совершенно ложное
понимание отношения между «
внутренним» и «внешним».
Страшный суд над личностью и миром во
внутреннем своем
понимании есть не что иное, как обретение смысла, как установка ценностей и качеств.
Различие между рождением и творчеством установила теология для
понимания внутренней жизни Св.
Только благодаря такому низкому, мелкому
пониманию значения драмы и появляется среди нас то бесчисленное количество драматических сочинений, описывающих поступки, положения, характеры, настроения людей, не только не имеющих никакого
внутреннего содержания, но часто не имеющих никакого человеческого смысла [Пускай не думает читатель, что я исключаю написанные мной случайно театральные пьесы из этой оценки современной драмы.
И разум, и рассуждение, и история, и
внутреннее чувство — всё, казалось бы, убеждает человека в справедливости такого
понимания жизни; но человеку, воспитанному в учении мира, всё-таки кажется, что удовлетворение требований его разумного сознания и его чувства не может быть законом его жизни.
И вот в катастрофах и потрясениях, почуяв зов духовной глубины, народы Западной Европы с большим
пониманием и большей
внутренней потребностью подойдут к тому русскому и мировому гению, который был открывателем духовной глубины человека и который предвидел неизбежность катастроф в мире.
Их некрологи, как недавно справедливо замечено по поводу кончины бывшего архиепископа тобольского Варлаама, составляют или сухой и жалкий перифраз их формулярных послужных списков, или — что еще хуже — дают жалкий набор общих фраз, в которых, пожалуй, можно заметить много усердия панегиристов, но зато и совершенное отсутствие в них наблюдательности и
понимания того, что в жизни человека, сотканной из ежедневных мелочей, может репрезентовать его ум, характер, взгляд и образ мыслей, — словом, что может показать человека с его интереснейшей
внутренней, духовной стороны, в простых житейских проявлениях.