Борьба против буржуазного общества и
буржуазного духа, с которым социализм и коммунизм недостаточно борются, совсем не отрицает заслуг буржуазного и гуманистического периода истории, утверждения свободы мысли и науки, уничтожения пыток и жестоких наказаний, признания большей человечности.
Его благородная душа, душа средневековая и католическая, в глубине своей неизменно благочестивая, но слабая и безвольная, слишком исключительно чувственная, была изъязвлена оскорбительностью современной культуры, пошлостью современной Франции, уродством жизни,
буржуазным духом эпохи.
Великими борцами против
буржуазного духа в XIX веке были Ницше и Ибсен, которые не были социалистами, не имели никакого отношения к пролетариату и сейчас, наверное, были бы сопричислены к царству «буржуазии», ибо сейчас уличная мудрость причисляет к «буржуа» всех людей духа.
Во Франции есть замечательный писатель Леон Блуа, своеобразный католик, реакционер-революционер, не имеющий ничего общего с социализмом, и он восстал с небывалым радикализмом против самих первооснов буржуазности, против царящего в мире
буржуазного духа, против буржуазной мудрости.
Я думаю, что дух материалистического, классового социализма, особенно в социал-демократической форме, глубоко
буржуазный дух, глубоко антихристианский дух.
Неточные совпадения
Буржуазное рабство человеческого
духа — один из результатов формальной свободы человека, его поглощенности собой.
Леон Блуа, редкий во Франции писатель апокалиптического
духа, был враждебен
буржуазному обществу и
буржуазной цивилизации, его не любили и мало ценили [См. изумительную книгу Л. Блуа «Exegese des lieux communs».
Щеглов писал по разным вопросам и стал известным своими статьями о системах социалистов и коммунистов — разумеется, в
духе буржуазной критики.
Но оба, и Толстой и Достоевский, восстают против неправды закона, выражают русский
дух антизаконничества, оба враги
буржуазного мира и его норм.
В идее бесклассового, трудового общества, в котором каждый работает для других и для всех, для сверхличной цели, не заключается отрицания Бога,
духа, свободы и даже наоборот, эта идея более согласна с христианством, чем идея, на которой основано
буржуазное капиталистическое общество.
В других странах коммунизм, в случае попытки его осуществления, может быть менее деспотическим в отношении ко всей полноте человеческой жизни — менее целостным, менее претендующим быть религией, более секулярным и более
буржуазным по своему
духу.
Социальная обыденность всегда имеет тенденцию к обуржуазивание быта,
буржуазного общественного мнения, к сковыванию
духа.
Жертва эта совсем не такая легкая: она предполагает большую свободу
духа и отречение от
буржуазного устроения, от
буржуазного общения во имя иного мира и иного общения.
Как противоположен этот благородный, подлинно аристократический
дух буржуазному модернизму, играющему в самодовольное язычество!
И в нашу
буржуазную эпоху с новой силой стоит перед вершинами человечества задача создания духовного рыцарства, рыцарства в
Духе.
У Достоевского, уж конечно, была более радикальная вражда к «
буржуазному»
духу, чем у социалистов, которые целиком в плену у этого
духа.
Дух рыцарства призван хранить подлинный, небесный аристократизм моральных ценностей, подлинный, небесный иерархизм, не запятнанный
буржуазным иерархизмом мира сего.
Благородство старой культуры они справедливо противопоставляли
духу современной
буржуазной культуры.
Они отрицали современную европейскую цивилизацию, ее «
буржуазный», мещанский
дух, обличали в ней измену великим преданиям и заветам прошлого европейской культуры.
Дух рыцарства продолжает жить как вечная противоположность
духу буржуазному.
Дух буржуазный все строит на благе, благополучии и удовлетворении.
Ибсен сказал бы, что
духу буржуазному противоположен
дух того человека, который стоит на жизненном пути одиноко.
Духу буржуазному противоположен глубоко и существенно не
дух социалистический и пролетарский, а
дух аристократический.
Эта зависть и ненависть есть
буржуазное движение человеческого сердца и обнаруживает все то же рабство человеческого
духа.
Утилитарный «
буржуазный»
дух мир «социалистический» кладет в основу своего бытия.
Социалисты берут у
буржуазного капиталистического общества его материализм, его безбожие, его поверхностное просветительство, его нелюбовь к
духу и духовной жизни, его жадность к жизни, к ее успехам и удовлетворениям, его борьбу за эгоистические интересы, его неспособность к внутренней сосредоточенности.