Цитаты из русской классики со словом «эллинский»
В частности, высшие достижения искусства вообще относятся к области иератической: египетская, ассиро-вавилонская,
эллинская архитектура и скульптура, христианское искусство средних веков и раннего Возрождения, иконография, пластика и танцы, музыка и пение, священная мистериальная драма.
Но был сильный элемент языческого возрождения, дух
эллинский был сильнее библейского мессианского духа.
Не сухая эрудиция, не аппарат специальной учености отличали его, а неизменно юношеская любовь к прекрасному творчеству, к
эллинской и римской мифологии и поэзии, к великому движению итальянских гуманистов, к староанглийской литературе, Шекспиру и его предшественникам и сверстникам, ко всем крупнейшим моментам немецкой поэзии и литературы, к людям"Sturm und Drang"периода до романтиков первой и второй генерации — к Тикам, Шлегелям, Гофманам, Новалисам.
Грек ранней стадии
эллинской истории, грек гомеровский, воспринимал жизнь по-аполлоновски: он смотрел на блестящий мир явлений, на то, что индусы называют обманчивым покрывалом Маии, и принимал его за подлинную жизнь.
Субстанцизирование и гипостазирование духа произошло через персидские и
эллинские влияния.
В этом он противоположен эстетическому миросозерцанию
эллинского гения.
Наука была для германореформационного мира то, что искусство для
эллинского.
Иванов хорошо говорит: «Нет в Европе другой культуры, кроме
эллинской, подчинившей себе латинство и доныне живой в латинстве, — пускающей все новые побеги из ветвей трехтысячелетнего, дряхлеющего, но живучего ствола.
— Не спорю! Вроде столпов
эллинского храма… Однако на ель и кедр не променяю.
— Не перевелись у меня и между боярами верные слуги, не перевелись на святой Руси и люди, не уступающие в доблести героям римским и
эллинским, — заговорил царь, искоса посматривая на князя Никиту.
Интересно тут то проявление самой светлой и самой высшей человеческой гармонии, которую Глеб Успенский наибольше почувствовал в мраморной
эллинской богине с острова Милос и в живой русской девушке-революционерке.
— Все это, сударь, не наше, не русское; все это
эллинские забавы да блуду человеческому потворство, — говорил Илья Артамонович.
Тем и кончился поминальный обряд на кладбище… Причитать над могилами в скитах не повелось, то
эллинское беснование, нечестивое богомерзкое дело, по мнению келейниц. Сам «Стоглав» возбраняет оклички на Радуницу и вопли на жальниках…
— Х-а-р-и-т-и-н-а! — произнесла она
эллинским произношением, так что буква и после р слилась в устах в гортанный эй, — прекрасный звук, а значение еще лучше; Харитина значит — полна благодати. Для такой неоцененной девушки, как та, которую мы встретили, я бы затруднилась выбрать лучшее имя, способное полнее выражать ее свойства. В уменьшительной же и в ласкательной форме здесь в Малороссии из этого имени делают Христя, — это уж просто прелестно…
Русский дионисизм — варварский, а не
эллинский.
Это откровение об эдемской плоти легло в основу греческого антропоморфизма и отпечатлелось в божественных созданиях пластического искусства, в
эллинской иконографии.
Знаменитый основатель Александрийской школы, воспитанный на эллинизме и поднявший столь высоко авторитет
эллинской философии в церковном сознании, вполне воспринял учение о непознаваемости Божества разумом.
Формы, в которые они облекаются, их логические одежды, заимствуются из господствующей философской доктрины: так, напр., — конечно, не без особой воли Божией, — в истории христианской догматики весьма ощутительно и благотворно сказывается влияние
эллинской философии.
Не следует думать, что орфизм был только случайною, маленькою заводью у края широкого потока
эллинской духовной жизни. Правда, в эпоху расцвета
эллинской культуры он не имел широкого распространения в народе, — это случилось позже, в века упадка и разложения, перед появлением христианства. Но с орфизмом, — как и с пифагорейством, во многом родственным с орфизмом, — крепкими нитями были связаны лучшие духовные силы послегомеровской Греции, ее величайшие мыслители и художники.
В книге своей «О рождении трагедии» молодой Ницше воскресил из греческой старины колоссальные образы двух главных
эллинских божеств — Аполлона и Диониса.
Отвращение к себе и к жизни, влечение в «Ничто» одолевается не силою представления, как, по мнению Ницше, в индийском буддизме, и не силою красоты, как, по его же мнению, в
эллинской трагедии.
Мудра была в этом отношении практика
эллинской, а также и иудейской религии, которые предпочитали совсем не иметь официального богословия и довольствовались непосредственным вероучением в мифе, культе, священных книгах.
М., 1885.], соединяет в своем богословствовании тенденции
эллинского философского пантеизма и панлогизма и иудейско-раввинского понимания Божества как трансцендентного миру.
Поэтому одновременно с мировым бытием возникает и «страдающий бог» [Таким «страдающим богом» в Древней Греции был Дионис, которому посвятил специальное исследование В. И. Иванов («
Эллинская религия страдающего бога»
Новый путь. 1904.
Является свидетельством
эллинской мудрости и благочестия тот факт, что в греческом умозрении вопросу о первоматерии мира было посвящено столь исключительное внимание, причем в учениях Платона, Аристотеля и Плотина он получил завершенное, исчерпывающее рассмотрение, к которому новая философия ничего не умела прибавить.
Певцы эти были разных темпераментов, разной степени таланта, принадлежали к разным
эллинским племенам (ионийскому, эолийскому, дорийскому).
Гармония аполлоновского грека обусловливалась полнотою погружения в красоту иллюзии, она — цветок, выросший из мрачной пропасти, победа, одержанная
эллинскою волею, посредством отражения своей красоты, над страданием и мудростью своей.
Однако Гёте относил эту характеристику не специально к Аполлону, не к определенному, весьма ограниченному периоду
эллинской жизни. Он относил ее к античному духу вообще. В этом он разделял всеобщее для XVIII века заблуждение, созданное, между прочим, как раз Винкельманом.
Главенствующим богом этого периода
эллинской религиозной жизни был Аполлон. Изображая его богом «светлой кажимости» и «обманчивой иллюзии», Ницше сильно грешил против истины. Но он был глубоко прав, помещая данный религиозный период под знаком именно Аполлона. Все существенные особенности тогдашнего жизнеотношения удивительно ярко и исчерпывающе символизируются прекрасным и могучим образом этого бога.
Та жажда бессмертия, которою горел фракиец, носила характер глубоко отличный от жажды бессмертия
эллинской.
Для нас не новая религия служит причиною изменения народного богочувствования. Скорее наоборот: только изменившееся отношение народа к божеству и жизни делает возможным не формальное, а действительно внутреннее усвоение новой религии. Рассмотрим же прежде всего те внутренние изменения в
эллинском духе, которые сделали возможным завоевание Эллады Дионисом. Ярко и цельно эти изменения выражаются в послегомеровской литературе.
Ее требовал от человека прекраснейший из
эллинских богов, действенный, солнечно-светлый Аполлон, бог жизни и счастья.
Наш вольный кружок уже через каких-нибудь полгода потерял прежнюю буршикозную физиономию. Нас,"диких", принесших с собою другие умственные запросы и другие нравы, прозвали эллинами в противоположность старым, пелазгам. Полного слияния, конечно, не могло произойти, но жили в ладу с преобладанием
эллинской культуры.
В «Сумерках кумиров» Ницше говорит: «Лишь в дионисовских мистериях выражается основной факт
эллинского инстинкта — его «воля к жизни».
Всего более чуждо
эллинской трагедии активное, героическое настроение, возвеличение борющейся человеческой воли, — в победе ли ее или в поражении, — все равно. Типичнейший и любимейший герой трагедии — страдалец-Эдип.
И здесь опять в центре трагедии были не подвиги
эллинского мужества, не радость победы, а скорбь персов о гибели их могущества!
Строго, ясно и ярко рисовал Бокль влияние климата, пищи, почвы и общего вида природы на характер человека, как под их действием совсем различно складывались культуры индийская, арабская,
эллинская.
Эллинская трагедия родилась из дифирамба богу Дионису.
Апотеоза Неронов, Клавдиев и деспотизм их — были ироническим отрицанием одного из главнейших начал
эллинского мира в нем самом.
Она-то именно и была тою основною стихией, из которой рождались
эллинские боги, — «блаженные», «легко живущие».
В этих нескольких строках Шопенгауэра больше понимания духа
эллинской трагедии, чем во всей блестящей, но совершенно фантастической книге Ницше.
«Уразуметь Бога трудно, а изречь невозможно» — так любомудрствовал один из
эллинских богословов (Платон в «Тимее»)…
Якоб Буркгардт отмечает одну характерную особенность бога Диониса. «От всех других
эллинских божеств, — говорит он, — Дионис отличается, между прочим, тем, что он фанатическим образом требует своего прославления и признания; он один проявляет заботу и ярость, когда ему повсюду не служат».
Восстановим в общих чертах образы двух этих
эллинских божеств, как их понимал Ницше.
В
эллинской трагедии Дионис на деле осуществлял ту однобокую, враждебную жизни теорию искусства, которую в XIX веке воскресил ненавистник живой жизни Шопенгауэр: искусство должно вырывать человека из бесконечного потока «желания», освобождать от назойливого напора воли и повергать душу в чистое, ничем не нарушимое, безвольное созерцание.
Отношение к жизни, которое так ярко сияет из произведений Гомера, мы вправе приписывать не одному только определенному художнику Гомеру, а вообще целому периоду
эллинской жизни.
А между тем в той же грандиозной борьбе крохотного
эллинского народа с могучей Персией — мало ли в ней было того, что могло бы исполнить дух как раз великой веры в жизнь и в силу человеческого духа, веры в преодолимость грозных наджизненных сил?
И он ярче, чем в отроческие годы, вызвал перед собой картину
эллинской жизни. Такое же победное солнце… Властитель стоит на плоской крыше с зубцами, облитой светом, и любуется всеми своими «восхищенными чувствами» покоренным островом. Самос — его! Самос у него под ногами… Смиренный пьедестал его величия и мощи!..
Лучезарным воплощением несокрушимо крепкого, действенного и жизнелюбивого
эллинского духа стоит перед нами этот образ.
Все подобные настроения ярко концентрируются в так называемом орфизме — тайном учении, возникшем или, вероятнее, только вышедшем на поверхность
эллинской жизни в VI веке до Р. X., — как раз в то время, когда в Индии возникал буддизм.
Синонимы к слову «эллинский»
Предложения со словом «эллинский»
- Поэтому ранний период эллинской культуры называют александрийским.
- Оба они к своему пятому десятку слыли уважаемыми философами, и их имена немало значили в образованных кругах эллинского мира.
- Вскоре пришельцы основали там город с храмами, рыночной площадью, крепостными стенами, должностными лицами и основными обычаями коренных эллинских городов.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «эллинский»
Что (кто) бывает «эллинским»
Значение слова «эллинский»
Дополнительно