Цитаты из русской классики со словом «маркс»
— Как? Вы, стало быть, разделяете мнение Прудона? [Прудон Пьер Жозеф (1809–1865) — французский публицист, экономист и социолог, один из основателей анархизма; противник эмансипации женщин.
Маркс подверг уничтожающей критике реакционные взгляды Прудона.]
— Евреи — это люди, которые работают на всех. Ротшильд, как и
Маркс, работает на всех — нет? Но разве Ротшильд, как дворник, не сметает деньги с улицы, в кучу, чтоб они не пылили в глаза? И вы думаете, что если б не было Ротшильда, так все-таки был бы Маркс, — вы это думаете?
Прежде всего постараемся остановиться на вопросе о том, в какой мере
Маркс был материалистом.
Огромное значение для понимания экзистенциальной диалектики гуманизма имели для меня Достоевский, Ницше и
Маркс.
Маркс был еще близок к германскому идеализму, из которого он вышел.
Маркс верил в социализм, в будущее общество, в разумную диалектику материального экономического процесса; психология веры лежит в основе рационалистического, «научного» марксизма.
Маркс тоже не имел успеха; товар, добавочная стоимость, фабрикант и рабочий, превратившиеся в алгебраические формулы, были для Любки лишь пустыми звуками; сотрясающими воздух, и она, очень искренняя в душе, всегда с радостью вскакивала с места, услышав, что, кажется, борщ вскипел или самовар собирается убежать.
— В общем, если хотите, мало ж!.. Так что самый съезд членов лиги мира […съезд членов лиги мира. — Лига мира и свободы, ставившая своей целью пропаганду идей политической свободы и пацифизма, была основана в 1867 году. В работе лиги принимали участие М.А.Бакунин, Жюль Валлес, И.Беккер и другие видные представители социалистического движения. В ноябре 1867 года сотрудничать в органе лиги был приглашен Карл
Маркс.] в Женеве вышел какой-то странный… — проговорил он.
— Усьнацатъ, — как говорила она ломаным языком. Сирота, она была привезена из Баронска, [Баронск — ныне город
Маркс, Саратовской области.] хозяин нашел ее в публичном доме, куда она попала, по ее словам...
Шервинский. Деньги существуют на то, чтобы их тратить, как сказал Карл
Маркс. Разрешите снять бурку?
Маркс со стенки смотрел, смотрел…
И вдруг
разинул рот,
да как заорёт:
«Опутали революцию обывательщины нити.
Страшнее Врангеля обывательский быт.
Скорее
головы канарейкам сверните —
чтоб коммунизм
канарейками не был побит...
Поэтому
Маркс не мог до конца осмыслить своих же собственных экономических идей, что, однако, было уже вполне по плечу Η. Φ. Федорову благодаря широте размаха его религиозно-философской мысли.
Но — боже мой! Где же вокруг видел Ницше этих добрых и мягких? Чему они помешали, что задержали? Кто творил вокруг Ницше реальную жизнь? Бисмарк и Лассаль, Ротшильд и
Маркс, Наполеон III и Гарибальди, Галлифе и Бланки, Абдул-Гамид и Биконсфильд, Муравьев-Виленский и Чернышевский, Победоносцев и Желябов, — какие всё «мягкие»! Какие всё «добрые»! Неужели вправду величайшею угрозою для века этих людей был… Диккенс, что ли?
Происходят революции, выдвигающие новые символы и мифы, например миф о суверенитете народа, общая воля которого безгрешна (Руссо), миф о пролетариате как классе-мессии, освободителе человечества (
Маркс), миф о государстве, миф о расе и пр.
Совершенно так же не видел человека, личности К.
Маркс.
— Я стою за социализм, за уничтожение эксплуатации капиталом трудящихся. Только я, не верю, что сейчас в России рабочие могут взять в руки власть. Они для этого слишком неподготовлены, и сама Россия экономически совершенно еще не готова для социализма.
Маркс доказал, что социализм возможен только в стране с развитою крупною капиталистическою промышленностью.
Из съездов, бывших в последние годы Второй империи, самым содержательным и вещим для меня был конгресс недавно перед тем созданного по инициативе Карла Маркса Международного общества рабочих. Сам
Маркс на него не явился — уже не знаю почему. Может быть, место действия — Брюссель — он тогда не считал вполне для себя безопасным.
Не нужно забывать, что
Маркс вышел из недр немецкого идеализма начала XIX века, он проникнут был идеями Фихте и Гегеля.
Я почувствовал, что краснею, — я не мог, я не мог уверенно сказать, говорил ли что подобное
Маркс, или это я сейчас сам придумал в расчете на незнакомство противника с Марксом.
Но истина и реальность как раз обратна тому, что думают Фейербах,
Маркс и следующие за ними духоборцы.
— Эка ты куда!
Маркс, Ленин! — Он усмехнулся, помолчал. — И с детьми тоже. Чтобы были с голубою дворянскою кровью. Не желаю.
Маркс окончательно отрицает самоценность человеческой личности, видит в человеке лишь функцию материального социального процесса и подчиняет и приносит в жертву каждого человека и каждое человеческое поколение идолу грядущего Zukunftstaat’a [Государство будущего (нем.).] и блаженствующего в нем пролетариата.
Маркс — антигуманист, в нем человеческое самоутверждение переходит в отрицание человека.
Чудовищная неправда утверждать, что господство солдатчины, основанное на физическом насилии, имеет хоть какое-либо отношение к социализму, к «идее четвертого сословия», как ее понимали
Маркс, Лассаль и др. западные социалисты.
— Создателем действительных культурных ценностей всегда был инстинкт собственности, и
Маркс вовсе не отрицал этого. Все великие умы благоговели пред собственностью, как основой культуры, — возгласил доцент Пыльников, щупая правой рукою графин с водой и все размахивая левой, но уже не с бумажками в ней, а с какой-то зеленой книжкой.
— Почему? О людях, которым тесно жить и которые пытаются ускорить события. Кортес и Колумб тоже ведь выразители воли народа, профессор Менделеев не менее революционер, чем Карл
Маркс. Любопытство и есть храбрость. А когда любопытство превращается в страсть, оно уже — любовь.
—
Маркс — не свободен от влияния расовой мысли, от мысли народа, осужденного на страдание. Он — пессимист и мститель, Маркс. Но я не отрицаю: его право на месть европейскому человечеству слишком обосновано, слишком.
— Самоубийственно пьет.
Маркс ему вреден. У меня сын тоже насильно заставляет себя веровать в Маркса. Ему — простительно. Он — с озлобления на людей за погубленную жизнь. Некоторые верят из глупой, детской храбрости: боится мальчуган темноты, но — лезет в нее, стыдясь товарищей, ломая себя, дабы показать: я-де не трус! Некоторые веруют по торопливости, но большинство от страха. Сих, последних, я не того… не очень уважаю.
Снова вспомнилось, каким индюком держался Тагильский в компании Прейса. Вероятно, и тогда уже он наметил себе путь в сенат. Грубоватый Поярков сказал ему: «Считать — нужно, однако, не забывая, что посредством бухгалтерии революцию не сделаешь». Затем он говорил, что особенное пристрастие к цифрам обнаруживают вульгаризаторы Маркса и что
Маркс не просто экономист, а основоположник научно обоснованной философии экономики.
— Уважаю не как представитель класса, коему Карл
Маркс исчерпывающе разъяснил динамику капитала, его культурную силу, а — как россиянин, искренно желающий: да погибнет всяческая канитель!
Нет, историю двигают, конечно, не классы, не слепые скопища людей, а — единицы, герои, и англичанин Карлейль ближе к истине, чем немецкий еврей
Маркс.
Книг они не читают, и разум их не развращен спорами о том, кто прав: Ницше или Толстой,
Маркс или Бернштейн.
— Но, по вере вашей, Кутузов, вы не можете претендовать на роль вождя.
Маркс не разрешает это, вождей — нет, историю делают массы. Лев Толстой развил эту ошибочную идею понятнее и проще Маркса, прочитайте-ка «Войну и мир».
Лесли Уорд, Оливер Лодж на английском языке, последнее немецкое издание «Космоса» Гумбольдта,
Маркс, Энгельс…
Маркс был человек высокой культуры, культуры еще иллюзий сознания.
Маркс прежде всего осудит капитализм, как отчуждение человеческой природы. Verdinglichung, превращение рабочего в вещь, он осудил бесчеловечность капиталистического режима.
Но
Маркс придавал универсальное значение фактам, которые он наблюдал в капиталистических, классовых обществах XIX в., главным образом в Англии.
Маркс был верен идеалистическому тезису Фихте, что субъект создает мир.
В жизни духа владеют ею: то
Маркс, то Кант, то Штейнер, то иной какой-нибудь иностранный муж.
Ни
Маркс, ни Бюхнер никогда не сидели глубоко в русской душе, они заполняли лишь поверхностное сознание.
Маркс в этом отношении противоречив, но у него, в противоречии с материализмом, есть схоластический реализм понятий.
Маркс хотел ввести конкретного человека в философское миросозерцание и думал, что он это делает, утверждая материализм, хотя материализм есть абстрактная, наименее конкретная из философий.
Тут
Маркс пользуется той самой общечеловеческой моралью, которую склонен отрицать.
Даже
Маркс думал, что социализм должен осуществлять новое общество во имя человека.
Маркс справедливо говорил об отчуждении человеческой природы в капиталистическом строе.
Моральное противоречие заключалось в том, что
Маркс осудил капиталистический строй с точки зрения общечеловеческой, универсальной морали, осудил его за бесчеловечность, за превращение человека в вещь.
Не случайно
Маркс говорил, что до сих пор философы хотели познавать мир, теперь же они должны изменять мир, создавать Новый мир.
Маркс вырос из романтической эпохи и из гегельянского идеализма.
Энгельс даже признался в конце концов, что он и
Маркс преувеличили значение экономики.
Маркс очень не любил этического социализма, он считал реакционным моральное обоснование социализма.
Ассоциации к слову «Маркс»
Предложения со словом «маркс»
- Эти-то первичные коллективы, существовавшие ещё до появления у человека материального производства, Маркс считал предпосылкой появления общества.
- Маркс утверждал, что это противоречие состоит в общественном способе производства и частном способе присвоения полученных материальных благ.
- Маркс полагал, что причины цикличности капиталистического воспроизводства – в самой природе капитализма, непосредственно в противоречиях между собственниками средств производства и наёмными работниками.
- (все предложения)
Дополнительно