Цитаты из русской классики со словом «искариот»
— Я иду к нему! — сказал Иуда, простирая вверх властную руку. — Кто за
Искариотом к Иисусу?
Тот Иуда
Искариот… уже успел свою ябеду распустить…
И доносчики,
искариоты, явились — многих выдали, указали на дом Божий и все забрали из него.
"Нам все дозволяется, — говорит
Искариот, — только не дозволяется говорить ложь".
Польская земля, гордая любовию и верою сынов своих, покраснела бы от сраму и заплакала бы кровавыми слезами в тот день, когда из недр ее могло бы народиться столько отщепенцев, столько
Искариотов!
Ученого призвания он в себе не признавал, а учительствовать — классиком или преподавателем математики — одинаково не манило его. Не хотел он превращаться в одного из тех"
искариотов", какими угостила и его гимназия.
— Для тебя ли, подлец, мало делается! — говорил он, делая неимоверные усилия, чтоб сообщить своему голосу возможно мягкие тоны, — мало ли тебе в прорву-то пихали! Вспомни…
искариот ты этакий! Заставил ли я тебя, каналья ты эдакая, когда-нибудь хоть пальцем об палец ударить? И за что только тиранишь ты меня, бесчувственный ты скот?
Свое дело Замараеву окончательно надоело. С грошами приходится возиться и при этом как будто низко. Вон банк обдирает начистоту, и все благородные, потому что много берут, а он, Замараев, точно какой
искариот. Все даже пальцами указывают.
Добраться до Мосея Мосеича в Бурнашах было еще труднее, чем в городе, потому что нужно было пролезть через живую стену из самых отчаянных
искариотов, смотреть-то на которых Гордею Евстратычу было тошным-тошнехонько.
Как раз в это время Иуда
Искариот совершил первый, решительный шаг к предательству: тайно посетил первосвященника Анну. Был он встречен очень сурово, но не смутился этим и потребовал продолжительной беседы с глазу на глаз. И, оставшись наедине с сухим и суровым стариком, презрительно смотревшим на него из-под нависших, тяжелых век, рассказал, что он, Иуда, человек благочестивый и в ученики к Иисусу Назарею вступил с единственной целью уличить обманщика и предать его в руки закона.
— Иуда, — сказал Иисус и молнией своего взора осветил ту чудовищную груду насторожившихся теней, что была душой
Искариота, — но в бездонную глубину ее не мог проникнуть. — Иуда! Целованием ли предаешь сына человеческого?
Даже люди, совсем лишенные проницательности, ясно понимали, глядя на
Искариота, что такой человек не может принести добра, а Иисус приблизил его и даже рядом с собою — рядом с собою посадил Иуду.
Осуществился ужас и мечты. Кто вырвет теперь победу из рук
Искариота? Свершилось. Пусть все народы, какие есть на земле, стекутся к Голгофе и возопиют миллионами своих глоток: «Осанна, Осанна!» — и моря крови и слез прольют к подножию ее — они найдут только позорный крест и мертвого Иисуса.
Уже непристойным делался их спор и начал хмуриться учитель, когда Петр взглянул случайно на Иуду и самодовольно захохотал, взглянул на Иуду Иоанн и также улыбнулся, — каждый из них вспомнил, что говорил ему умный
Искариот.
— Тридцать сребреников! Ведь это одного обола не выходит за каплю крови! Половины обола не выходит за слезу! Четверть обола за стон! А крики! А судороги! А за то, чтобы его сердце остановилось? А за то, чтобы закрылись его глаза? Это даром? — вопил
Искариот, наступая на первосвященника, всего его одевая безумным движением своих рук, пальцев, крутящихся слов.
Но уже на другой день Фоме пришлось сознаться, что он ошибся в Иуде — так прост, мягок и в то же время серьезен был
Искариот.
— Ну да, солгал, — согласился спокойно
Искариот. — Я им дал то, что они просили, а они вернули то, что мне нужно. И что такое ложь, мой умный Фома? Разве не большею ложью была бы смерть Иисуса?
И когда во второй раз постучался к нему
Искариот, Анна смутился духом и не принял его.
И вдруг так же ясно, как ужасную победу свою, видит
Искариот ее зловещую шаткость.
Они не готовились пробирать «
искариота», заранее не обдумывали этой сцены. Все вышло само собою, резче, с б/ольшим школьничеством, чем бы желал Теркин. Он отдавался настроению, а капитан переживал с ним ту же потребность отместки за все свои мытарства.
В передовой статье, принадлежащей перу публициста
Искариота, развивается мысль, что ничто так не предосудительно, как ложь.
Совсем чужие, совсем особенные, совсем не имеющие языка, они глухим молчанием тайны окружали размышляющего
Искариота, и хотелось, чтобы он поскорее начал говорить, шевелиться, даже лгать.
— Не надо? И ты послушался? — засмеялся
Искариот. — Петр, Петр, разве можно его слушать! Разве понимает он что-нибудь в людях, в борьбе!
Во второй статье, публицист
Искариот сходит с высот теоретических на почву современности и разбирает по суставчикам газету"Пригорюнившись Сидела", доказывая, что каждое ее слово есть измена.
Внизу подписано: редактор-издатель Ноздрев; но искусно пущенный под рукою слух сделал известным, что главный воротило в газете — публицист
Искариот.
— Подожди! — сказал он другу. Еще раз взглянул на Иисуса, быстро, как камень, оторванный от горы, двинулся к Иуде
Искариоту и громко сказал ему с широкой и ясной приветливостью: — Вот и ты с нами, Иуда.
Осуществился ужас и мечты
Искариота, — он поднимается с колен, на которых стоял зачем-то, и холодно оглядывается кругом.
И пока в шутовских гримасах корчилась одна сторона его лица, другая качалась серьезно и строго, и широко смотрел никогда не смыкающийся глаз. Больше всех и громче всех хохотал над шутками
Искариота Петр Симонов. Но однажды случилось так, что он вдруг нахмурился, сделался молчалив и печален и поспешно отвел Иуду в сторону, таща его за рукав.
— Я довольно силен, чтобы ничего не бояться, — надменно ответил Анна, и
Искариот раболепно поклонился, простирая руки. — Чего ты хочешь?
Ноздрев даже намеревался его ответственным редактором сделать (то-то бы розничная продажа пошла!), но не получил разрешения, потому что формуляр у
Искариота нехорош.
Быстрым взглядом окинул
Искариот их смятенные ряды, заметил трепет, готовый перейти в громко ляскающую дрожь испуга, заметил бледность, бессмысленные улыбки, вялые движения рук, точно стянутых железом у предплечья, — и зажглась в его сердце смертельная скорбь, подобная той, какую испытал перед этим Христос.
Но и в третий и в четвертый раз пришел к нему
Искариот, настойчивый, как ветер, который и днем и ночью стучится в запертую дверь и дышит в скважины ее.
— Это возможно, — убежденно сказал
Искариот. — И мы ее поднимем когда-нибудь, когда ты будешь спать, глупый Фома. Спи! Мне весело, Фома! Когда ты спишь, у тебя в носу играет галилейская свирель. Спи!
Искариот остановился у порога и, презрительно миновав взглядом собравшихся, весь огонь его сосредоточил на Иисусе.
По вечерам, когда вместе с тьмою у окон становилась на страже и тревога,
Искариот искусно наводил разговор на Галилею, чуждую ему, но милую Иисусу Галилею, с ее тихою водой и зелеными берегами.
— О многом, — с покойной улыбкой отвечал
Искариот. И, заметив, вероятно, как нехорошо действует на других его молчание, чаще стал удаляться от учеников и много времени проводил в уединенных прогулках или же забирался на плоскую кровлю и там тихонько сидел. И уже несколько раз слегка пугался Фома, наткнувшись неожиданно в темноте на какую-то серую груду, из которой вдруг высовывались руки и ноги Иуды и слышался его шутливый голос.
Оба замолчали, продолжая с вниманием разглядывать друг друга. Но
Искариот смотрел спокойно, а Анну уже начала покалывать тихая злость, сухая и холодная, как предутренний иней зимою.
Точно заблудившись,
Искариот проворно бегал по обезлюдевшему двору, останавливался с разбегу, поднимал голову и снова бежал, удивленно натыкаясь на костры, на стены.
Ведь это поступок
Искариота…
Не тот, впрочем,
Искариот, который удавился, а приблизительно.
— Он сказал: а кто поможет
Искариоту?
Искариот нетерпеливо махнул рукою.
— Ну! — торопил
Искариот.
[Имеется в виду библейская легенда, рассказывающая о том, как Иуда
Искариот, продав своего учителя Иисуса Христа за тридцать сребреников (талант — самая крупная денежная единица, имевшая хождение на Древнем Востоке), повесился от угрызений совести.]
[Впервые, под заглавием «Иуда
Искариот и другие», — в «Сборнике товарищества «Знание» за 1907 год», кн. 16 (СПб., 1907).]
— Конечно, ты, — без колебания ответил
Искариот, и Петр с негодованием воскликнул...
Когда, во время странствований Иисуса по Иудее, путники приближались к какому-нибудь селению,
Искариот рассказывал дурное о жителях его и предвещал беду. Но почти всегда случалось так, что люди, о которых говорил он дурно, с радостью встречали Христа и его друзей, окружали их вниманием и любовью и становились верующими, а денежный ящик Иуды делался так полон, что трудно было его нести. И тогда над его ошибкой смеялись, а он покорно разводил руками и говорил...
Вполне серьезно слушал Иуду один только Фома: он не понимал шуток, притворства и лжи, игры словами и мыслями и во всем доискивался основательного и положительного. И все рассказы
Искариота о дурных людях и поступках он часто перебивал короткими деловыми замечаниями...
С той же странной злобою
Искариот бросил отрывисто и резко...
В это мгновение, громко хлопнув дверью, вошел Иуда
Искариот. Все испуганно вскочили и вначале даже не поняли, кто это, а когда разглядели ненавистное лицо и рыжую бугроватую голову, то подняли крик. Петр же поднял обе руки и закричал...
Ассоциации к слову «искариот»
Синонимы к слову «искариот»
Предложения со словом «искариот»
- Христиане и искариоты воплощают собой различные, противоборствующие философии; поэтому у тебя будет много материалов для стычек и приключений.
- За исключением священника, который изначально создан искариотом, персонажи могут принадлежать к любой национальности или религии: игроки заносят эту информацию в соответствующие места на своих листах.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «искариот»
Значение слова «искариот»
ИСКАРИО́Т, -а, м. Бран. устар. О человеке, который ради денег способен на предательство, злодеяние и т. п. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ИСКАРИОТ
Дополнительно