Цитаты из русской классики со словом «апокалиптика»
Сравнительный анализ эсхатологии и хилиазма (учение о предстоящем тысячелетнем царстве Божием) Булгаков произвел в своем исследовании «
Апокалиптика и социализм» (см.: Булгаков С. Н. Два града. М., 1911.
Апокалиптика и нигилизм с противоположных концов, религиозного и атеистического, одинаково низвергают культуру и историю как середину пути.
Мы увидим, как натуралистическая социология переходит у него в
апокалиптику, и оценки эстетические совпадают у него с оценками религиозными.
Воинствующий атеизм русских революционных, социалистических и анархических направлений был вывернутой наизнанку русской религиозностью, русской
апокалиптикой.
Последний затемняет религиозное сознание не только уединенных мыслителей, но и народных масс, мистически оторванных от земли: таковы социалисты, ставшие жертвою неистовой и слепой лжеэсхатологии, по исступленности своей напоминающей мессианические чаяния еврейства в христианскую эру [О соотношении социализма, эсхатологии и хилиазма см. в статье Булгакова «
Апокалиптика и социализм» (Два града. М., 1911.
См. также характеристику творчества Скрябина («обреченный
апокалиптик», «эротизм», «похоть мистической власти» и т. д.) в кн.: Флоровского Г. Пути русского богословия.
В своей книге о Достоевском я писал, что русские —
апокалиптики или нигилисты.
В силу религиозно-догматического склада своей души русские всегда ортодоксы или еретики, раскольники, они
апокалиптики или нигилисты.
Со стороны светской культуры выступали Д. Мережковский, В. Розанов, Н. Минский, А. Карташов, изгнанный из Духовной академии, впоследствии министр исповеданий Временного правительства,
апокалиптик и хилиаст В. Тернавцев, тогда чиновник особых поручений при обер-прокуроре Св.
А другой символический поэт, Андрей Белый, восклицает в одном стихотворении: «Рассейся в пространстве, рассейся Россия, Россия моя». Поэты того предреволюционного времени были мистиками,
апокалиптиками, они верили в Софию, в новые откровения, но в Христа не верили. Души их были не бронированы, беззащитны, но, может быть, именно поэтому они были открыты к веяниям будущего, восприимчивы к внутренней революции, которой другие не замечали.
Это взгляд —
апокалиптика и нигилиста, отрицающего путь истории, труд культуры, поднимающейся по ступеням.
Мы
апокалиптики или нигилисты потому, что устремлены к концу и плохо понимаем ступенность исторического процесса, враждебны чистой форме.
Русские люди, когда они наиболее выражают своеобразные черты своего народа, —
апокалиптики или нигилисты.
И часто трудно бывает определить, почему русский человек объявляет бунт против культуры и истории и низвергает все ценности, почему он оголяется, потому ли, что он нигилист, или потому, что он
апокалиптик и устремлен к всеразрешающему религиозному концу истории.
Русские
апокалиптики и нигилисты пребывают на окраинах души, выходят за пределы.
Русские ортодоксы и
апокалиптики и тогда, когда они в XVII веке были раскольниками-старообрядцами, и тогда, когда в XIX веке они стали революционерами, нигилистами, коммунистами.
Я бы сказал: мы, русские,
апокалиптики или нигилисты.
Синонимы к слову «апокалиптика»
Предложения со словом «апокалиптика»
- Мы пока не достигли пункта, из которого можно увидеть, как апокалиптика могла бы, пусть даже косвенно, расширить репертуар объяснений смены одних светских политических, равно как и светских исторических, событий другими.
- Первое из них делало акцент на мессианской апокалиптике, направив мистический импульс вовне.
- Вероятно, лучший способ интерпретировать частоту политической апокалиптики состоит в том, чтобы рассматривать её как показатель идеологической напряжённости в отношениях между церковью и светским обществом в поздние века христианства.
- (все предложения)
Значение слова «апокалиптика»
Дополнительно