Неточные совпадения
[Для
ссыльной колонии до настоящего времени больше всех сделали, в смысле ее созидания и ответственности за нее, два
человека: М. С. Мицуль и M. H. Галкин-Враской.
В Рыковском есть школа, телеграф, больница и метеорологическая станция имени M. H. Галкина-Враского, которою неофициально заведует привилегированный
ссыльный, бывший мичман,
человек замечательно трудолюбивый и добрый; он исправляет еще также должность церковного старосты.
Дробление
ссыльной колонии на мелкие административные участки вызывается самою практикой, которая, кроме многого другого, о чем еще придется говорить, указала, во-первых, что чем короче расстояния в
ссыльной колонии, тем легче и удобнее управлять ею, и, во-вторых, дробление на округа вызвало усиление штатов и прилив новых
людей, а это, несомненно, имело на колонию благотворное влияние.
Прежде чем покончить с Северным Сахалином, считаю не лишним сказать немного о тех
людях, которые жили здесь в разное время и теперь живут независимо от
ссыльной колонии.
По-моему, для этого можно воспользоваться услугами грамотных
ссыльных, которые, как показал уже опыт, скоро приучаются самостоятельно вести наблюдения, и нужен только
человек, который взял бы на себя труд руководить ими.]
Сами жители выглядят моложе, здоровее и бодрее своих северных товарищей, и это так же, как и сравнительное благосостояние округа, быть может, объясняется тем, что главный контингент
ссыльных, живущих на юге, составляют краткосрочные, то есть
люди по преимуществу молодые и в меньшей степени изнуренные каторгой.
Теперь, чтобы покончить с Южным Сахалином, остается мне сказать несколько слов еще о тех
людях, которые жили когда-либо здесь и теперь живут независимо от
ссыльной колонии.
Собственно для
ссыльной колонии неудавшийся опыт пока может быть поучителен в двух отношениях: во-первых, вольные поселенцы сельским хозяйством занимались недолго и в последние десять лет до переезда на материк промышляли только рыбною ловлей и охотой; и в настоящее время Хомутов, несмотря на свой преклонный возраст, находит для себя более подходящим и выгодным ловить осетров и стрелять соболей, чем сеять пшеницу и сажать капусту; во-вторых, удержать на юге Сахалина свободного
человека, когда ему изо дня в день толкуют, что только в двух днях пути от Корсаковска находится теплый и богатый Южно-Уссурийский край, — удержать свободного
человека, если, к тому же, он здоров и полон жизни, невозможно.
Средний возраст только что осужденного каторжного мне не известен, но, судя по возрастному составу
ссыльного населения в настоящее время, он должен быть не меньше 35 лет; если к этому прибавить среднюю продолжительность каторги 8-10 лет и если принять еще во внимание, что на каторге
человек старится гораздо раньше, чем при обыкновенных условиях, то станет очевидным, что при буквальном исполнении судебного приговора и при соблюдении «Устава», со строгим заключением в тюрьме, с работами под военным конвоем и проч., не только долгосрочные, но и добрая половина краткосрочных поступала бы в колонию с уже утраченными колонизаторскими способностями.
Это запрещение, отнимавшее у сахалинца всякую надежду на лучшую жизнь, внушало
людям ненависть к Сахалину и, как репрессивная мера, могло только увеличить число побегов, преступлений и самоубийств; ее призрачной практичности приносилась в жертву сама справедливость, так как сахалинским
ссыльным было запрещаемо то, что позволялось сибирским.
Ставят непременным условием, чтобы поселенец был хозяином, между
ссыльными же чаще, чем в какой-либо другой среде, встречаются
люди, которые по натуре неспособны быть хозяевами и чувствуют себя на своем месте, когда служат в работниках.
Местная практика выработала особенный взгляд на каторжную женщину, существовавший, вероятно, во всех
ссыльных колониях: не то она
человек, хозяйка, не то существо, стоящее даже ниже домашнего животного.
На вопрос, как им живется, поселенец и его сожительница обыкновенно отвечают: «Хорошо живем». А некоторые каторжные женщины говорили мне, что дома в России от мужей своих они терпели только озорства, побои да попреки куском хлеба, а здесь, на каторге, они впервые увидели свет. «Слава богу, живу теперь с хорошим
человеком, он меня жалеет».
Ссыльные жалеют своих сожительниц и дорожат ими.
Всех вообще в колонии двадцатилетков 27: из них 13 присланы сюда на каторгу, 7 прибыли добровольно за мужьями и 7 — сыновья
ссыльных, молодые
люди, уже знающие дорогу во Владивосток и на Амур.
Как
люди в большинстве патриархальные и религиозные,
ссыльные предпочитают законный брак.
Эти редкие примеры, когда интеллигентные
люди женятся на дочерях
ссыльных, чрезвычайно симпатичны и, вероятно, не остаются без хорошего влияния на колонию.
Если ребенок плачет или шалит, то ему кричат со злобой: «Замолчи, чтоб ты издох!» Но все-таки, что бы ни говорили и как бы ни причитывали, самые полезные, самые нужные и самые приятные
люди на Сахалине — это дети, и сами
ссыльные хорошо понимают это и дорого ценят их.
Генерал-губернатор, начальник острова в окружные начальники не верили в производительность труда сахалинских земледельцев; для них уже не подлежало сомнению, что попытка приурочить труд
ссыльных к сельскому хозяйству потерпела полную неудачу и что продолжать настаивать на том, чтобы колония во что бы ни стало была сельскохозяйственной, значило тратить непроизводительно казенные деньги и подвергать
людей напрасным мучениям.
В прежнее время медведь не обижал
людей и домашних животных и считался смирным, но с тех пор, как
ссыльные стали селиться по верховьям рек и вырубать тут леса и преградили ему путь к рыбе, которая составляла его главную пищу, в сахалинских метрических книгах и в «ведомости происшествий» стала появляться новая причина смерти — «задран медведем», и в настоящее время медведь уже третируется, как грозное явление природы, с которым приходится бороться не на шутку.
Чтобы промышлять охотой, надо быть свободным, отважным и здоровым,
ссыльные же, в громадном большинстве,
люди слабохарактерные, нерешительные, неврастеники; они на родине не были охотниками и не умеют обращаться с ружьем, и их угнетенным душам до такой степени чуждо это вольное занятие, что поселенец в нужде скорее предпочтет, под страхом наказания, зарезать теленка, взятого из казны в долг, чем пойти стрелять глухарей или зайцев.
Этот взгляд был присущ и младшим представителям церкви; сахалинские священники всегда держались в стороне от наказания и относились к
ссыльным не как к преступникам, а как к
людям, и в этом отношении проявляли больше такта и понимания своего долга, чем врачи или агрономы, которые часто вмешивались не в свое дело.
Преподают в школах
ссыльные, которые на родине не были учителями,
люди мало знакомые с делом и без всякой подготовки.
«Устава о
ссыльных» на Сахалине, «тюремный надзор образуют старшие и младшие надзиратели, число коих, полагая одного старшего на сорок
человек и одного младшего на двадцать
человек каторжных, определяется ежегодно главным тюремным управлением».
За невозможностью найти на месте
людей свободного состояния на должности надзирателей или брать их из местных войск, не ослабляя состава последних, начальник острова в 1888 г. разрешил зачислять на должность надзирателей благонадежных в поведении и испытанных уже в усердии поселенцев и крестьян из
ссыльных.
И теперь встречаются чиновники, которым ничего не стоит размахнуться и ударить кулаком по лицу
ссыльного, даже привилегированного, или приказать
человеку, который не снял второпях шапки: «Пойди к смотрителю и скажи, чтобы он дал тебе тридцать розог».
У
ссыльных наблюдаются пороки и извращения, свойственные по преимуществу
людям подневольным, порабощенным, голодным и находящимся в постоянном страхе.
Как я говорил уже, кулаки из
ссыльных на тайной торговле спиртом и водкой наживают состояния; это значит, что рядом с
ссыльным, имеющим 30–50 тысяч, надо искать
людей, которые систематически растрачивают свою пищу и одежду.
Когда в Голом Мысу был убит поселенец, то было заподозрено и взято под стражу четыре
человека, [По «Уставу о
ссыльных», для взятия
ссыльного под стражу начальство не стесняется правилами, изложенными в законах судопроизводства;
ссыльный может быть задержан во всяком случае, коль скоро есть на него подозрение (ст. 484).] их посадили в темные, холодные карцеры.
Гонит
ссыльных из Сахалина также стремление к свободе, присущее
человеку и составляющее, при нормальных условиях, одно из его благороднейших свойств.