Неточные совпадения
Нет человека, одаренного эстетическим чувством, которому бы не встречались в
действительности тысячи
лиц, явлений и предметов, казавшихся ему безукоризненно прекрасными.
Точно так же я могу представить себе человека выше ростом, толще и т. д., нежели те люди, которых я видел; но
лица прекраснее тех
лиц, которые случалось мне видеть в
действительности, я не могу себе вообразить.
Итак: стремится, но не может никогда достичь того, что всегда встречается в типических
лицах действительной жизни, — ясно, что образы поэзии слабы, неполны, неопределенны в сравнении с соответствующими им образами
действительности.
«Но встречаются ли в
действительности истинно-типические
лица»?
Но это происходит вовсе не от того, чтобы не нашлось в
действительности достойных натурщиков, а совершенно от другой причины, чаще всего просто от забывчивости или недостаточного знакомства: если в памяти поэта исчезли живые подробности, осталось только общее, отвлеченное понятие о характере или поэт знает о типическом
лице гораздо менее, нежели нужно для того, чтобы оно было живым
лицом, то поневоле приходится ему самому дополнять общий почерк, оттенять абрис.
Трудно не согласиться, что «созданного» в
лицах, изображаемых поэтами, бывает и всегда бывало гораздо менее, а списанного с
действительности гораздо более, нежели обыкновенно предполагают; трудно не прийти к убеждению, что поэт в отношении к своим
лицам почти всегда только историк или автор мемуаров.
Итак, вообще, по сюжету, по типичности и полноте обрисовки
лиц поэтические произведения далеко уступают
действительности; но есть две стороны, которыми они могут стоять выше
действительности: это украшения и сочетание
лиц с теми событиями, в которых они участвуют.
Из многих случаев этого угождения господствующему образу мыслей укажем на один: многие требуют, чтобы в сатирических произведениях были
лица, «на которых могло бы с любовью отдохнуть сердце читателя», — требование очень естественное; но
действительность очень часто не удовлетворяет ему, представляя множество событий, в которых нет «и одного отрадного
лица; искусство почти всегда угождает ему; и не знаем, найдется ли, например, в русской литературе, кроме Гоголя, писатель, который бы «в подчинялся этому требованию; и у самого Гоголя за недостаток «отрадных»
лиц вознаграждают «высоколирические» отступления.
Отношение их к соответствующим сторонам и явлениям
действительности таково же, как отношение гравюры к той картине, с которой она снята, как отношение портрета к
лицу, им представляемому.
Портрет снимается с человека, который нам дорог и мил, не для того, чтобы сгладить недостатки его
лица (что нам за дело до этих недостатков? они для нас незаметны или милы), но для того, чтобы доставить нам возможность любоваться на это
лицо даже и тогда, когда на самом деле оно не перед нашими глазами; такова же цель и значение произведений искусства: они не поправляют
действительности, не украшают ее, а воспроизводят, служат ей суррогатом.
Неточные совпадения
Она положила обе руки на его плечи и долго смотрела на него глубоким, восторженным и вместе испытующим взглядом. Она изучала его
лицо за то время, которое она не видала его. Она, как и при всяком свидании, сводила в одно свое воображаемое мое представление о нем (несравненно лучшее, невозможное в
действительности) с ним, каким он был.
Я воображал ее то в том, то в другом положении: живою, веселою, улыбающеюся; потом вдруг меня поражала какая-нибудь черта в бледном
лице, на котором остановились мои глаза: я вспоминал ужасную
действительность, содрогался, но не переставал смотреть.
Она была так огорчена, что сразу не могла говорить и только лишь после того, как по встревоженному
лицу Лонгрена увидела, что он ожидает чего-то значительно худшего
действительности, начала рассказывать, водя пальцем по стеклу окна, у которого стояла, рассеянно наблюдая море.
Слово «
действительность» он произнес сквозь зубы и расчленяя по слогам, слог «стви» звучал, как ругательство, а
лицо его покрылось пятнами, глаза блестели, как чешуйки сазана.
Остаток дня Клим прожил в состоянии отчуждения от
действительности, память настойчиво подсказывала древние слова и стихи, пред глазами качалась кукольная фигура, плавала мягкая, ватная рука, играли морщины на добром и умном
лице, улыбались большие, очень ясные глаза.