В одно время личность бывает исполнена сознанием своей нравственной цели, является так, как есть, прекрасною в глубочайшем смысле слова; но в другое
время человек занят бывает чем-нибудь имеющим только посредственную связь с целью жизни его, и при этом истинное содержание характера не проявляется в выражении лица; иногда человек бывает занят делом, возлагаемым на него только житейскою или жизненною необходимостью, и при этом всякое высшее выражение погребено под равнодушием или скукою, неохотою.
Неточные совпадения
Мы очень хорошо знаем, что уродливость — следствие болезни или пагубных случаев, от которых особенно легко уродуется
человек в первое
время развития.
«Но во
время грозы
человек чувствует собственную ничтожность пред силами природы, силы природы кажутся ему безмерно превышающими его силы».
Юлий Цезарь, Отелло, Дездемона, Офелия — возвышенные личности; потому что Юлий Цезарь как полководец и государственный
человек далеко выше всех полководцев и государственных
людей своего
времени...
Обыкновенно говорят: «возвышенное состоит в превозможении идеи над формою, и это превозможение на низших степенях возвышенного узнается сравнением предмета по величине с окружающими предметами»; нам кажется, что должно говорить: «превосходство великого (или возвышенного) над мелким и дюжинным состоит в гораздо большей величине (возвышенное в пространстве или во
времени) или в гораздо большей силе (возвышенное сил природы и возвышенное в
человеке)».
Всякий образованный
человек понимает, как смешно смотреть на мир теми глазами, какими смотрели греки геродотов-ских
времен; всякий ныне очень хорошо понимает, что в страдании и погибели великих
людей нет ничего необходимого; что не всякий гибнущий
человек гибнет за свои преступления, что не всякий преступник погибает; что не всякое преступление наказывается судом общественного мнения, и проч.
Отдаленность во
времени действует так же, как отдаленность в пространстве: история и воспоминание передают нам не все мелкие подробности о великом
человеке или великом событии; они умалчивают о мелких, второстепенных мотивах великого явления, о его слабых сторонах; они умалчивают о том, сколько
времени в жизни великих
людей было потрачено на одеванье и раздеванье, еду, питье, насморк и т. п.
И если
человек не может целый месяц ежедневно смотреть, не утомляясь, на картину, хотя бы рафаэлевскую, то нет сомнения, что не одни глаза его, но также и чувство эстетическое пресытилось, удовлетворено на некоторое
время.
«Иногда физиогиомия выражает всю полноту жизни, иногда она не выражает ничего», — нет; справедливо то, что иногда физиогномия бывает чрезвычайно выразительна, иногда она гораздо менее выразительна; но чрезвычайно редки минуты, когда физиогномия
человека, светящаяся умом или добротою, бывает лишена выражения: умное лицо и во
время сна сохраняет выражение ума, доброе лицо сохраняет и во сне выражение доброты, а беглое разнообразие выражения в лице выразительном придает ему новую красоту.
Представим пример еще ближе к нашему
времени: «Фауст» Гёте покажется страстным произведением
человеку, не способному перенестись в ту эпоху стремлений и сомнений, выражением которой служит «Фауст».
Потому-то бесполезное подражание и возбуждает тем большее отвращение, чем совершеннее внешнее сходство: «Зачем потрачено столько
времени и труда? — думаем мы, глядя на него: — И так жаль, что такая несостоятельность относительно содержания может совмещаться с таким совершенством в технике!» Скука и отвращение, возбуждаемые фокусником, подражающим соловьиному пению, объясняются самыми замечаниями, сопровождающими в критике указание на него: жалок
человек, который не понимает, что должен петь человеческую песнь, а не выделывать бессмысленные трели.
Под действительною жизнью, конечно, понимаются не только отношения
человека к предметам и существам объективного мира, но и внутренняя жизнь
человека; иногда
человек живет мечтами, — тогда мечты имеют для него (до некоторой степени и на некоторое
время) значение чего-то объективного; еще чаще
человек живет в мире своего чувства; эти состояния, если достигают интересности, также воспроизводятся искусством.
Неточные совпадения
Осип. Я, сударь, отправлю его с
человеком здешним, а сам лучше буду укладываться, чтоб не прошло понапрасну
время.
Стародум. В одном. Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь
человек во всякое
время. На все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы.
При первом столкновении с этой действительностью
человек не может вытерпеть боли, которою она поражает его; он стонет, простирает руки, жалуется, клянет, но в то же
время еще надеется, что злодейство, быть может, пройдет мимо.
Величавая дикость прежнего
времени исчезла без следа; вместо гигантов, сгибавших подковы и ломавших целковые, явились
люди женоподобные, у которых были на уме только милые непристойности.
Издатель позволяет себе думать, что изложенные в этом документе мысли не только свидетельствуют, что в то отдаленное
время уже встречались
люди, обладавшие правильным взглядом на вещи, но могут даже и теперь служить руководством при осуществлении подобного рода предприятий.