Неточные совпадения
Консерваторы возмущались тем, что учение о непротивлении злу
насилием препятствует энергическому подавлению революционных
элементов, могущих погубить благосостояние народа; революционеры возмущались тем, что учение о непротивлении злу
насилием препятствует ниспровержению консерваторов, губящих благосостояние народа.
Движение вперед человечества совершается не так, что лучшие
элементы общества, захватив власть, употребляя
насилие против тех людей, которые находятся в их власти, делают их лучшими, как это думают и консерваторы и революционеры, а совершается, во-первых, и главное, тем, что люди все вообще неуклонно и безостановочно, более и более сознательно усваивают христианское жизнепонимание, и, во-вторых, тем, что, даже независимо от сознательной духовной деятельности людей, люди бессознательно, вследствие самого процесса захватывания власти одними людьми и смены их другими, невольно приводятся к более христианскому отношению к жизни.
Процесс этот совершается так, что худшие
элементы общества, захвативши власть и находясь в обладании ею, под влиянием отрезвляющего свойства, всегда сопутствующего ей, становясь сами всё менее и менее жестокими, делаются неспособными употреблять жестокие формы
насилия и вследствие того уступают свое место другим, над которыми совершается опять тот же процесс смягчения и, как бы сказать, бессознательного охристианения.
В борьбе этой наиболее жестокие, грубые, наименее христианские
элементы общества, насилуя наиболее кротких, чутких к добру, наиболее христианских людей, выступают посредством своего
насилия в верхние слои общества.
Но тотчас же после них опять худшие, грубейшие, менее христианские
элементы общества поднимаются вверх, подвергаются вновь тому же процессу, как и их предшественники, и опять через одно или несколько поколений, изведав тщету плодов
насилия и пропитавшись христианством, спускаются в среду насилуемых и опять заменяются новыми, менее грубыми, чем прежние, насильниками, но более грубыми, чем те, которых они насилуют.
Насилие выбирает и привлекает к себе худшие
элементы общества, перерабатывает их и, улучшая и смягчая, возвращает их назад обществу.
Что бы было, если бы не употреблялось
насилия против враждебных народов и преступных
элементов общества, мы не знаем. Но то, что теперь употребление
насилия не покоряет ни тех, ни других, это мы знаем по продолжительному опыту.
И потому несправедливо утверждение защитников существующего строя о том, что если
насилие только едва удерживает злые, нехристианские
элементы человечества от нападения на нас, то упразднение
насилия и замена его общественным мнением не оградят человечества.
Неточные совпадения
«Три
элемента на Западе: Римская церковь, древнеримская образованность и возникшая из
насилий завоевания государственность, были совершенно чужды Руси».
У него другое понимание христианства, византийское, монашески-аскетическое, не допускающее никаких гуманитарных
элементов, другая мораль, аристократическая мораль силы, не останавливающаяся перед
насилием, натуралистическое понимание исторического процесса.