— Эх ты, романтик, — сказал он, потягиваясь, расправляя мускулы, и
пошел к лестнице мимо Туробоева, задумчиво смотревшего
на циферблат своих часов. Самгину сразу стал совершенно ясен смысл этой длинной
проповеди.
— Слепцы! Вы
шли туда корыстно, с
проповедью зла и насилия, я зову вас
на дело добра и любви. Я говорю священными словами учителя моего: опроститесь, будьте детями земли, отбросьте всю мишурную ложь, придуманную вами, ослепляющую вас.
Его я встретил
на углу какой-то улицы; он
шел с тремя знакомыми и, точно в Москве, проповедовал им что-то, беспрестанно останавливаясь и махая сигареткой.
На этот раз
проповедь осталась без заключения: я ее перервал и
пошел вместе с ним удивлять Сазонова моим приездом.
Старогородская интеллигенция находила, что это не
проповедь, а революция, и что если протопоп
пойдет говорить в таком духе, то чиновным людям скоро будет неловко даже выходить
на улицу.
Церковные учители признают нагорную
проповедь с заповедью о непротивлении злу насилием божественным откровением и потому, если они уже раз нашли нужным писать о моей книге, то, казалось бы, им необходимо было прежде всего ответить
на этот главный пункт обвинения и прямо высказать, признают или не признают они обязательным для христианина учение нагорной
проповеди и заповедь о непротивлении злу насилием, и отвечать не так, как это обыкновенно делается, т. е. сказать, что хотя, с одной стороны, нельзя собственно отрицать, но, с другой стороны, опять-таки нельзя утверждать, тем более, что и т. д., а ответить так же, как поставлен вопрос в моей книге: действительно ли Христос требовал от своих учеников исполнения того, чему он учил в нагорной
проповеди, и потому может или не может христианин, оставаясь христианином,
идти в суд, участвуя в нем, осуждая людей или ища в нем защиты силой, может или не может христианин, оставаясь христианином, участвовать в управлении, употребляя насилие против своих ближних и самый главный, всем предстоящий теперь с общей воинской повинностью, вопрос — может или не может христианин, оставаясь христианином, противно прямому указанию Христа обещаться в будущих поступках, прямо противных учению, и, участвуя в военной службе, готовиться к убийству людей или совершать их?