Неточные совпадения
Пока у человека нет
разума, он живет как
животное, и хорошо ли, дурно ли ему, он не виноват в этом. Но приходит время, когда человек может рассудить, что ему должно и чего не должно делать. И вот тут-то человек часто, вместо того чтобы понять, что
разум ему дан для того, чтобы познавать то, что должно, и то, чего не должно делать, употребляет свой
разум на то, чтобы оправдать то дурное, что ему приятно и что он привык делать.
Человек же, имея
разум, не может не видеть того, что зло только увеличивает зло, и потому должен бы удерживаться от воздаяния злом за зло, но часто
животная природа человека берет верх над разумной природой, и человек тот самый
разум, который должен бы был удержать его от воздаяния злом за зло, употребляет на оправдания совершаемого им зла, называя это зло возмездием, наказанием.
То, что делает
животное, то, что делает ребенок, дурачок и иногда человек взрослый под влиянием боли и раздражения, то есть огрызается и хочет сделать больно тому, кто ему сделал больно, это признается законным правом людей, называющих себя правителями. Разумный человек не может не понимать того, что всякое зло уничтожается противным ему добром, как огонь водой, и вдруг делает прямо противоположное тому, что говорит ему
разум. И закон, будто бы произведение мудрости людей [?], говорит ему, что так и надо.
Я чувствую себя обязанным пожертвовать ради христианства собственностью, славой, жизнью, но ни для какой религии я не могу жертвовать тем
разумом, который возвышает меня над
животным и делает меня человеком.
Человек, как
животное, противится смерти, но благодаря
разуму он всегда может заменить это противление не только покорностью, но и согласием.
Неточные совпадения
И все расходились смущенные, подавленные, избегая глядеть друг на друга. Каждый боялся прочесть в чужих глазах свой собственный ужас, свою рабскую, виноватую тоску, — ужас и тоску маленьких, злых и грязных
животных, темный
разум которых вдруг осветился ярким человеческим сознанием.
Не будем говорить о механическом исполнении всякого рода движений, входящих в привычку у человека, одаренного словом и
разумом. В какой области, кроме кавалерии, находим мы в
животных такую привычку понимания команды по одному звуку, хотя бы команда относилась не прямо к тому, кто ее понял. Старую лошадь в манеже нужно удерживать от исполнения команды по одному ее предварительному возглашению, не дождавшись исполнительного: марш!
Но ни
разум в нем, ни
животное не есть специфически человеческое.
Шелер установил четыре типа антропологических учений: 1) еврейско-христианский, творение человека Богом и грехопадение; 2) антично-греческий, человек, как носитель
разума; 3) естественнонаучный, человек, как продукт эволюции
животного мира; 4) теория декаданса, возникновение сознания,
разума, духа как биологический упадок, ослабление жизни.
— Как это не приходится рассуждать? Ты не
животное, а человек, тебе для того и
разум дан, чтоб рассуждать. Дура!.. Брось, я тебе говорю!.. Слышишь ты? — грозно крикнул он.