С тех пор, как люди стали думать, они признали, что ничто так не содействует
нравственной жизни людей, как памятование о телесной смерти. Ложно же направленное врачебное искусство ставит себе целью избавлять людей от смерти и научает их надеяться на избавление от телесной смерти, на удаление от себя мысли о телесной смерти и тем лишает людей главного побуждения к нравственной жизни.
Неточные совпадения
Говорят, что если все
люди будут целомудренны, то прекратится род человеческий. Но ведь по церковному верованию должен наступить конец света; по науке точно так же должны кончиться и
жизнь человека на земле и сама земля; почему же то, что
нравственная добрая
жизнь тоже приведет к концу род человеческий, так возмущает
людей?
Ничто не препятствует столько улучшению общественного устройства, как предположение о том, что такое улучшение может быть достигнуто государственными законами, исполнение которых утверждается наказаниями. Деятельность эта — как установления законов, так и наказания за неисполнение их — более всего отвлекает
людей от того, что может действительно содействовать улучшению их
жизни, а именно — от
нравственного совершенствования.
Как назовем мы то, когда видим, что большое число
людей не только повинуются, но служат, не только подчиняются, но раболепствуют перед одним
человеком или перед немногими некоторыми
людьми, — и раболепствуют так, что не имеют ничего своего: ни имущества, ни детей, ни даже самой
жизни, которые бы они считали своими, и терпят грабежи, жестокости не от войска, не от варваров, но от одного
человека, и не от Геркулеса или Самсона, но от
людей большей частью очень плохих в
нравственном отношении.
Главное же,
человек, верующий в спасение
людей верою в искупление или в таинства, не может уже все силы свои полагать на исполнение в
жизни нравственного учения Христа.
Мы устроили себе
жизнь, противную и
нравственной и телесной природе
человека, и вполне уверены, — только потому, что все так думают, — что это-то и есть самая настоящая
жизнь.
Человек закричал бы от боли, если бы, не работая, почувствовал в мышцах ту боль, которую он, не замечая ее, испытывает при работе. Точно так же и
человек, не работающий духовную работу над своим внутренним миром, испытывает мучительную боль от тех невзгод, которые, не замечая их, переносит
человек, полагающий главное дело
жизни в усилии для освобождения себя от грехов, соблазнов и суеверий, то есть в
нравственном совершенствовании.
Если же бы они этого не сделали, и сознание возвышенного назначения
человека не оказало бы никакого действия, и телесная
жизнь приобрела бы, от стремления к наслаждению, будто бы совпадающему с назначением, некоторую силу, то
нравственная жизнь исчезла бы безвозвратно.
И в то же время вряд ли существовал когда-нибудь на земле хотя бы один
нравственный человек, который мог бы примириться с мыслью, что со смертью всё кончается, и чей благородный образ мыслей не возвысился бы до надежды на будущую
жизнь.
И, конечно, если нет бога и бессмертия, то понятно высказываемое
людьми отвращение к
жизни: оно вызывается в них существующим порядком или, скорее, беспорядком, — ужасным
нравственным хаосом, как его следует назвать.
Какое же из двух предположений вероятнее? Разве можно допустить, чтобы
нравственные существа —
люди — были поставлены в необходимость справедливо проклинать существующий порядок мира, тогда как перед ними выход, разрешающий их противоречие? Они должны проклинать мир и день своего рождения, если нет бога и будущей
жизни. Если же, напротив, есть и то и другое,
жизнь сама по себе становится благом и мир — местом
нравственного совершенствования и бесконечного увеличения счастья и святости.
Неточные совпадения
Тяжело за двести рублей всю
жизнь в гувернантках по губерниям шляться, но я все-таки знаю, что сестра моя скорее в негры пойдет к плантатору или в латыши к остзейскому немцу, чем оподлит дух свой и
нравственное чувство свое связью с
человеком, которого не уважает и с которым ей нечего делать, — навеки, из одной своей личной выгоды!
Порядочные
люди, особенно из переводчиков, обращавшихся с европейцами, охают, как я писал, от скуки и недостатка
жизни умственной и
нравственной.
С тех пор они оба развратились: он — военной службой, дурной
жизнью, она — замужеством с
человеком, которого она полюбила чувственно, но который не только не любил всего того, что было когда-то для нее с Дмитрием самым святым и дорогим, но даже не понимал, что это такое, и приписывал все те стремления к
нравственному совершенствованию и служению
людям, которыми она жила когда-то, одному, понятному ему, увлечению самолюбием, желанием выказаться перед
людьми.
Он,
нравственный и твердый
человек, друг ее мужа, старался обращаться с ней как с сестрой, но в отношениях его к ней проскальзывало нечто большее, и это нечто большее пугало их обоих и вместе с тем украшало теперь их трудную
жизнь.
В-третьих, подвергаясь постоянной опасности
жизни, — не говоря уже об исключительных случаях солнечных ударов, утопленья, пожаров, — от постоянных в местах заключения заразных болезней, изнурения, побоев,
люди эти постоянно находились в том положении, при котором самый добрый,
нравственный человек из чувства самосохранения совершает и извиняет других в совершении самых ужасных по жестокости поступков.