Неточные совпадения
Свободный
нравственный акт может совершаться не только относительно так наз.
нравственной жизни, но и относительно всей
жизни человека.
Нравственный же акт, который совершается относительно всей
жизни, всех ее ценностей, связан с полнотой духовной
жизни человека.
Роль социальности в
нравственной жизни так велика, что
люди принимают за явление
нравственного порядка то, что есть лишь явление порядка социального, социальные нравы и обычаи.
Парадокс в том, что свобода
человека, без которой нет творчества и нет
нравственной жизни, не от Бога и не от тварной природы.
Но также можно сказать, что несоединимо со свободой и
нравственной жизнью и учение Гартмана об идеальных ценностях, которые
человек должен свободно реализовать в мире.
Поразительно, что в XIX и XX веках
человек позволил убедить себя в том, что он получил свою
нравственную жизнь, свое различение между добром и злом, свою ценность целиком от общества.
Нравственная жизнь переплетается с
жизнью социальной, и
нравственный опыт
человека имеет социальное значение.
Ужасом пола и энергией половой полярности поражено все существо
человека, его мышление и его чувства, его творчество и его
нравственное сознание не меньше, чем
жизнь его организма.
Школа Фрейда подтверждает ту истину, которую когда-то философски высказал Вл. Соловьев:
человек сходит с ума, жертвует интеллектом вследствие невозможности разрешить
нравственные конфликты и задачи
жизни.
Нравственное достоинство
человека и
нравственная его свобода определяются совсем не целью, которой он подчиняет свою
жизнь, а источником, из которого вытекает его
нравственная жизнь и деятельность в мире.
Нравственное благо дается
человеку не как цель, а как внутренняя сила, освещающая его
жизнь.
Нравственный закон, который
человек должен свободно открыть в себе, автоматически дает свои предписания, одинаковые для всех
людей и для всех случаев
жизни.
Стоическая этика свидетельствует о высоком
нравственном усилии
человека, но, в конце концов, это этика упадочная и пессимистическая, потерявшая смысл
жизни и отчаявшаяся, этика страха перед страданиями
жизни и смерти.
Такое иссушение
нравственных истоков
жизни, такое окостенение сердца мы часто встречаем в монашески-аскетическом отношении к
людям и людским страданиям.
Человек всегда должен поступать индивидуально и индивидуально разрешать
нравственную задачу
жизни, должен обнаруживать творчество в
нравственных актах своей
жизни, ни одно мгновение не должен превращаться в
нравственного автомата.
По поводу задач, поставленных
жизнью,
человек должен делать
нравственные изобретения и открытия.
Нравственная совесть
человека должна в каждое мгновение
жизни проявлять творчество и изобретательность.
Она должна покоиться на первородных интуициях, в которых
человек свободен от окружений и наслоений
жизни, парализующих свободу его
нравственных суждений.
Воображение играет такую роль не только в мифотворчестве и искусстве, где никто этой роли не отрицает, но и в научных открытиях, и в технических изобретениях, и в
нравственной жизни, в создании более высокого типа отношений между
людьми.
Человек, лишенный воображения, не способен к творческим
нравственным актам, к созданию лучшей
жизни.
Древние табу со всех сторон окружают
человека, связывают его
нравственную жизнь.
Абсолютное добро и абсолютное совершенство вне Царства Божьего превращает
человека в автомат добра, т. е., в сущности, отрицает
нравственную жизнь, ибо
нравственная жизнь невозможна без свободы духа.
В принципе laisser faire, столь ложном в экономической
жизни, есть доля правды для
нравственной и духовной
жизни человека.
И вот трагизм
нравственной жизни, как было уже сказано, совсем не в столкновении добра и зла, божественного и дьявольского, трагизм прежде всего в столкновении одного добра с другим добром, одной ценности с другой ценностью — любви к Богу и любви к
человеку, любви к отечеству и любви к близким, любви к науке или искусству и любви и жалости к
человеку и т. п.
Человеку предоставлена огромная свобода в разрешении
нравственных конфликтов, которые и порождают трагизм
жизни.
Трагические конфликты
жизни разрешаются для нее творческой свободой
человека, и область «
нравственного» расширяется, т. е. приобретает
нравственное значение и то, что не относится обычно к ценностям
нравственного порядка, что связано с ценностями иного порядка.
Чисто духовная и духовно-нравственная проблема
жизни возникает лишь тогда, когда
человек внешне свободен.
Нравственная жизнь и
нравственный акт
человека есть стремление к совершенной
жизни.
Но когда мыслится совершенный строй
жизни, из которого будет изгнано всякое принуждение и насилие и в котором невозможно уже будет зло, то
нравственная активность
человека делается уже ненужной и невозможной.
Во внешне очень свободном политическом строе
человек может быть совсем несвободен духом, может быть нивелирован, порабощен обществу и общественному мнению, может потерять свою оригинальность и определяться в своей
нравственной жизни не изнутри, а извне.
Вопрос о правде и лжи
нравственной жизни становится тут совсем в иной плоскости, чем, напр., у Канта, который не допускает самой невинной лжи во имя спасения
жизни людей и впадает в законнический педантизм.
В аскезе есть своя правда, без которой невозможна
нравственная жизнь, но фанатизм аскезы есть ненависть к
жизни и вражда к живым
людям.
Человек, стремящийся к осуществлению какой-нибудь утопической идеи во что бы то ни стало, может быть бескорыстным и руководиться мотивами, которые признаются
нравственными, — он стремится к совершенной
жизни, но он все же эгоцентрик и может стать
нравственным идиотом, потерять различие между добром и злом.
Та степень свободы зла, свободы греховной похоти, которая определяет
жизнь буржуазно-капиталистического общества, этически не может быть терпима, как не может быть терпима на известной ступени
нравственного сознания свобода зла и греховной похоти, определявшей строй, основанный на рабстве, на превращении
человека, несущего образ и подобие Божье, в вещь, которую можно продавать и покупать.
Можно сказать, что смысл
нравственного опыта
человека на протяжении всей его
жизни заключается в том, чтобы поставить
человека на высоту в восприятии смерти, привести его к должному отношению к смерти.
Нравственная значительность
человека проявляется в испытании смерти, смерти, которой полна и самая
жизнь человека.
Если бы
люди были нравственно более чуткими, то все направление своей
нравственной воли и своего духа они направили бы на избавление от адских мук каждого существа, встреченного ими в
жизни.
И для него понятно стало, что нельзя искать Царства Божьего и совершенной
жизни из страха ада, что страх ада есть болезненный аффект, мешающий достигнуть совершенства и работать для Царства Божьего, лишающий всю
жизнь человека нравственного значения.
Неточные совпадения
Тяжело за двести рублей всю
жизнь в гувернантках по губерниям шляться, но я все-таки знаю, что сестра моя скорее в негры пойдет к плантатору или в латыши к остзейскому немцу, чем оподлит дух свой и
нравственное чувство свое связью с
человеком, которого не уважает и с которым ей нечего делать, — навеки, из одной своей личной выгоды!
Порядочные
люди, особенно из переводчиков, обращавшихся с европейцами, охают, как я писал, от скуки и недостатка
жизни умственной и
нравственной.
С тех пор они оба развратились: он — военной службой, дурной
жизнью, она — замужеством с
человеком, которого она полюбила чувственно, но который не только не любил всего того, что было когда-то для нее с Дмитрием самым святым и дорогим, но даже не понимал, что это такое, и приписывал все те стремления к
нравственному совершенствованию и служению
людям, которыми она жила когда-то, одному, понятному ему, увлечению самолюбием, желанием выказаться перед
людьми.
Он,
нравственный и твердый
человек, друг ее мужа, старался обращаться с ней как с сестрой, но в отношениях его к ней проскальзывало нечто большее, и это нечто большее пугало их обоих и вместе с тем украшало теперь их трудную
жизнь.
В-третьих, подвергаясь постоянной опасности
жизни, — не говоря уже об исключительных случаях солнечных ударов, утопленья, пожаров, — от постоянных в местах заключения заразных болезней, изнурения, побоев,
люди эти постоянно находились в том положении, при котором самый добрый,
нравственный человек из чувства самосохранения совершает и извиняет других в совершении самых ужасных по жестокости поступков.