Неточные совпадения
Спрашивая себя о происхождении своего разумного сознания,
человек никогда не представляет себе, чтобы он, как разумное существо, был сын своего отца, матери и внук своих дедов и бабок, родившихся в таком-то году, а он сознает себя всегда не то, что сыном, но слитым в одно с сознанием самых чуждых ему по времени и месту разумных существ, живших иногда за тысячи лет и на другом конце света.
И глядя так на проявление в себе разумного сознания,
человек спрашивает себя, когда и при каких условиях проявлялось в нем его разумное сознание.
Понимая свою жизнь только как животное существование, определяемое пространственными и временными условиями,
человек и пробуждение и деятельность разумного сознания хочет измерять тою же меркой: он
спрашивает себя — когда, сколько времени, в каких условиях я находился в обладании разумным сознанием?
Благо жизни такого
человека в любви, как благо растения в свете, и потому, как ничем незакрытое, растение не может
спрашивать и не
спрашивает, в какую сторону ему расти, и хорош ли свет, не подождать ли ему другого, лучшего, а берет тот единый свет, который есть в мире, и тянется к нему, — так и отрекшийся от блага личности
человек не рассуждает о том, что ему отдать из отнятого от других
людей и каким любимым существам, и нет ли какой еще лучшей любви, чем та, которая заявляет требования, — а отдает себя, свое существование той любви, которая доступна ему и есть перед ним.
А между тем всякий
человек возрощен страданиями, вся жизнь его есть ряд страданий, испытываемых им и налагаемых им на другие существа, и, казалось, пора бы ему привыкнуть к страданиям, не ужасаться перед ними и не
спрашивать себя, зачем и за что страдания?
Почему
человек, знающий, что страдание связано с наслаждением,
спрашивает себя: зачем? за что страдание, а не
спрашивает себя: — зачем? за что наслаждения?
Страдания, следовательно, суть то, что движет жизнь, и потому есть то, что и должно быть; так о чем же
человек спрашивает, когда он
спрашивает зачем и за что страдание?
Но когда такого
человека постигает страдание, выходящее за пределы видимой ему связи страдания и заблуждения, — как, когда он страдает от причин, бывших всегда вне его личной деятельности или когда последствия его страданий не могут быть ни на что нужны ни его, ни чьей другой личности, — ему кажется, что его постигает то, чего не должно быть, и он
спрашивает себя: зачем? за что? и, не находя предмета, на который бы он мог направить свою деятельность, возмущается против страдания, и страдание его делается ужасным мучением.
Это в роде того, что бы делал
человек, которому дали на записке точное указание того, что ему нужно, и который, не умея прочесть её, бросил бы эту записку и
спрашивал бы у всех встречных, не знают ли они того, что ему нужно.
Неточные совпадения
Подозвавши Власа, Петр Иванович и
спроси его потихоньку: «Кто, говорит, этот молодой
человек?» — а Влас и отвечает на это: «Это», — говорит…
Хлестаков (рисуется).Помилуйте, сударыня, мне очень приятно, что вы меня приняли за такого
человека, который… Осмелюсь ли
спросить вас: куда вы намерены были идти?
С утра встречались странникам // Все больше
люди малые: // Свой брат крестьянин-лапотник, // Мастеровые, нищие, // Солдаты, ямщики. // У нищих, у солдатиков // Не
спрашивали странники, // Как им — легко ли, трудно ли // Живется на Руси? // Солдаты шилом бреются, // Солдаты дымом греются — // Какое счастье тут?..
— // «Дай прежде покурю!» // Покамест он покуривал, // У Власа наши странники //
Спросили: «Что за гусь?» // — Так, подбегало-мученик, // Приписан к нашей волости, // Барона Синегузина // Дворовый
человек, // Викентий Александрович.
— Смотрел я однажды у пруда на лягушек, — говорил он, — и был смущен диаволом. И начал себя бездельным обычаем
спрашивать, точно ли один
человек обладает душою, и нет ли таковой у гадов земных! И, взяв лягушку, исследовал. И по исследовании нашел: точно; душа есть и у лягушки, токмо малая видом и не бессмертная.