Стоит человеку признать свою жизнь в стремлении к благу других, и уничтожается обманчивая жажда наслаждений; праздная же и мучительная деятельность, направленная на наполнение бездонной бочки животной личности, заменяется согласной с законами разума деятельностью поддержания жизни других существ, необходимой для его блага, и мучительность
личного страдания, уничтожающего деятельность жизни, заменяется чувством сострадания к другим, вызывающим несомненно плодотворную и самую радостную деятельность.
Когда человек, признающий жизнью личное существование, находит причины своего
личного страдания в своем личном заблуждении, — понимает, что он заболел оттого, что съел вредное, или что его прибили оттого, что он сам пошел драться, или что он голоден и гол оттого, что он не хотел работать, — он узнает, что страдает за то, что сделал то, что не должно, и за тем, чтобы вперед не делать этого и, направляя свою деятельность на уничтожение заблуждения, не возмущается против страдания, и легко и часто радостно несет его.
Неточные совпадения
Жизнь человеческая начинается только с проявления разумного сознания, — того самого, которое открывает человеку одновременно и свою жизнь, и в настоящем и в прошедшем, и жизнь других личностей, и всё, неизбежно вытекающее из отношений этих личностей,
страдания и смерть, — то самое, что производит в нем отрицание блага
личной жизни и противоречие, которое, ему кажется, останавливает его жизнь.
Во-первых, борьба ищущих
личного блага существ между собой; во-вторых, обман наслаждения, приводящий к трате жизни, к пресыщению, к
страданиям, и, в-третьих — смерть.
Другая причина бедственности
личной жизни и невозможности блага для человека была: обманчивость наслаждений личности, тратящих жизнь, приводящих к пресыщению и
страданиям.
«Не бороться с другими за свое
личное благо, не искать наслаждений, не предотвращать
страдания и не бояться смерти! Да это невозможно, да это отречение от всей жизни! И как же я отрекусь от личности, когда я чувствую требования моей личности и разумом познаю законность этих требований?» — говорят с полною уверенностью образованные люди нашего мира.
Но когда такого человека постигает
страдание, выходящее за пределы видимой ему связи
страдания и заблуждения, — как, когда он страдает от причин, бывших всегда вне его
личной деятельности или когда последствия его
страданий не могут быть ни на что нужны ни его, ни чьей другой личности, — ему кажется, что его постигает то, чего не должно быть, и он спрашивает себя: зачем? за что? и, не находя предмета, на который бы он мог направить свою деятельность, возмущается против
страдания, и
страдание его делается ужасным мучением.
Но вы говорите, скажут на это, про
страдания свои
личные, но как же отрицать
страдания других?
Утоляет это
страдание только сознание и деятельность истинной жизни, уничтожающие несоразмерность
личной жизни с целью, сознаваемой человеком.
Неточные совпадения
— Истина буддизма в аксиоме: всякое существование есть
страдание, но в
страдание оно обращается благодаря желанию. Непрерывный рост
страданий благодаря росту желаний и, наконец, смерть — убеждают человека в иллюзорности его стремления достигнуть
личного блага.
По
личному своему опыту каждый человек знает, что боязливая и размягчающая отсрочка некоторых
страданий и жертв ведет лишь к тому, что в будущем эти
страдания и жертвы делаются еще большими.
Одни смотрят на войну, как и на все на свете, с частной точки зрения, с точки зрения
личной или семейной жизни, блага и счастья людей или их
страдания и несчастья.
Но что значит
личная опасность в сравнении с общим
страданием и гнетом.
Это уже не одни стоны
личного горя, не одно слепое
страдание. На глазах старика появились слезы. Слезы были и на глазах его соседей.