Только человеку с ложным представлением о жизни кажется, что он
знает предметы тем лучше, чем точнее они определяются пространством и временем; в действительности же мы знаем вполне только то, что не определяется ни пространством, ни временем — благо и закон разума.
Неточные совпадения
Исследуя одну или несколько сторон жизненных явлений, мы
узнаем все стороны; т. е., другими словами, что если очень долго и усердно смотреть на
предмет с одной стороны, то мы увидим
предмет со всех сторон и даже из середины.
Да в том-то и дело, что у всякого
предмета столько же сторон, сколько радиусов в шаре, т. е. без числа, и что нельзя изучать со всех сторон, а надо
знать, с какой стороны важнее, нужнее, и с которой менее важно и менее нужно.
Внешние же
предметы мы
знаем тем менее, чем менее в познании участвует наше сознание, вследствие чего
предмет определяется только своим местом в пространстве и времени.
Человек всегда видит эти три разряда
предметов в мире, потому что он сам в себе заключает эти три
предмета познания. Он
знает себя: 1) как разумное сознание, подчиняющее животное; 2) как животное, подчиненное разумному сознанию, и 3) как вещество, подчиненное животному.
Предметы мы видим вне себя потому, что мы видим их в своих глазах и жизнь мы
знаем вне себя потому только, что мы ее
знаем в себе. И видим
предметы мы только так, как мы их видим в своих глазах, и определяем мы жизнь вне себя только так, как мы ее
знаем в себе.
Знаем же мы жизнь в себе, как стремление к благу. И потому, без определения жизни как стремления к благу, нельзя не только наблюдать, но и видеть жизнь.
В то время как Володя отвечал ему с свободой и уверенностью, свойственною тем, кто хорошо
знает предмет, я без всякой цели вышел на лестницу, и так как вниз нельзя мне было идти, весьма естественно, что я незаметно для самого себя очутился на площадке.
На экзамен математики я пришел раньше обыкновенного. Я
знал предмет порядочно, но было два вопроса из алгебры, которые я как-то утаил от учителя и которые мне были совершенно неизвестны. Это были, как теперь помню: теории сочетаний и бином Ньютона. Я сел на заднюю лавку и просматривал два незнакомые вопроса; но непривычка заниматься в шумной комнате и недостаточность времени, которую я предчувствовал, мешали мне вникнуть в то, что я читал.
Известно, даже из начальных оснований логики, что только посредством силлогизма можно составить понятие о предмете; а силлогизм опять основывается на посылках, которых верность зависит от большей или меньшей правильности данных; для правильности же данных нужно
знать предмет, к которому они относятся, и т. д.
Разве не скучно с дамой, которая ни о чем знать не хочет, ни о чем больше не говорит, как о Фейербахе, Мальтусе и небесных светилах? — «Ничего, говорите вы, мне это нравится!» Очень хорошо; с вами легко согласиться, когда дама умна в настоящем смысле слова,
знает предмет основательно, читала с толком и серьезно. Ну а как Фейербах понимается вкривь и вкось и, главное, является за тем только, чтобы озадачивать ближнего и пускать пыль в глаза?…
Неточные совпадения
Как бы то ни было, но глуповцы всегда
узнавали о
предмете похода лишь по окончании его.
Он приписывал это своему достоинству, не
зная того, что Метров, переговорив со всеми своими близкими, особенно охотно говорил об этом
предмете с каждым новым человеком, да и вообще охотно говорил со всеми о занимавшем его, неясном еще ему самому
предмете.
Не было
предмета, которого бы он не
знал; но он показывал свое знание, только когда бывал вынуждаем к этому.
— Есть, брат! Вот видишь ли, ты
знаешь тип женщин Оссиановских… женщин, которых видишь во сне… Вот эти женщины бывают на яву… и эти женщины ужасны. Женщина, видишь ли, это такой
предмет, что, сколько ты ни изучай ее, всё будет совершенно новое.
— Хотя в общих чертах наши законоположения об этом
предмете мне известны, — продолжал Алексей Александрович, — я бы желал
знать вообще те формы, в которых на практике совершаются подобного рода дела.