Неточные совпадения
В наше время не может не быть ясно для всех мыслящих людей то, что
жизнь людей, — не
одних русских людей, но всех народов христианского мира, с своей, всё увеличивающейся нуждой бедных и роскошью богатых, с своей борьбой всех против всех, революционеров против правительств, правительств против революционеров, порабощенных народностей против поработителей, борьбы государств между собою, запада с востоком, с своими всё растущими и поглощающими силы народа вооружениями, своей утонченностью и развращенностью, — что
жизнь такая не может продолжаться, что
жизнь христианских народов, если она не изменится, неизбежно будет становиться всё бедственнее и бедственнее.
Люди могут жить и живут свойственной людям разумной и согласной
жизнью только тогда, когда соединяются пониманием смысла
жизни, то есть верой в
одно и то же, одинаково удовлетворяющее большинство их понимание смысла
жизни и вытекающее из этого понимания руководство в поступках.
Кроме того, нет ни
одного большого христианского государства, которое, по каким-то никому ненужным патриотическим преданиям, не держало бы, против их воли, в своей власти
один или несколько небольших народов, принуждаемых к участию в
жизни ненавидимого ими большого народа: Австрия, Пруссия, Англия, Россия, Франция с своими покоренными народами: Польшей, Ирландией, Индией, Финляндией, Кавказом, Алжиром и др.
Сущность заблуждения всех возможных политических учений, как самых консервативных, так и самых передовых, приведшего людей к их бедственному положению, в том, что люди этого мира считали и считают возможным посредством насилия соединить людей так, чтобы они все, не противясь, подчинялись
одному и тому же устройству
жизни и вытекающему из него руководству в поведении.
Так что в наше время в нашем христианском мире
одни люди, огромное большинство людей, живут, внешним образом исполняя еще церковные обряды по привычке, для приличия, удобства, из страха перед властями или даже корыстных целей, но не верят и не могут верить в учение этой церкви, уже ясно видя ее внутреннее противоречие; другая же, всё увеличивающаяся часть населения уже не только не признает существующей религии, но признает, под влиянием того учения, которое называется «наукой», всякую религию остатком суеверия и не руководится в
жизни ничем иным, кроме своих личных побуждений.
Но ни
одно из этих учений не поставило этой добродетели основой
жизни, высшим законом, долженствующим быть не только главным, но единым руководством поступков людей, как это сделано позднейшим из всех религиозных учений — христианством.
Во всех дохристианских учениях любовь признавалась как
одна из добродетелей, но не тем, чем она признается в христианском учении: метафизически — основой всего, практически — высшим законом
жизни человеческой, то есть таким, который ни в каком случае не допускает исключений.
А как только закон любви переставал быть высшим, неизменным законом
жизни людей, так уничтожалась вся благодетельность закона, и учение о любви сводилось к ни к чему не обязывающим красноречивым поучениям и словам, оставлявшим весь склад
жизни народов таким же, каким он был и до учения о любви, то есть основанным на
одном насилии.
Вот это-то главное значение учения и было скрыто от людей лжехристианством, признавшим учение о любви не высшим законом
жизни человеческой, а так же, как и дохристианские учения, лишь
одним из правил поведения, которое полезно соблюдать, когда ничто не препятствует этому.
Да, в этом, только в этом осуществлении в
жизни закона любви не в его ограниченном, а в его истинном значении, как высшего закона, не допускающего никаких исключений, только в этом
одном спасение от того ужасного, становящегося всё более и более бедственным, кажущегося безвыходным, положения, в котором находятся теперь народы христианского мира.
И стоит только человеку поставить себе вместо ложной внешней общественной цели эту
одну истинную, несомненную и достижимую внутреннюю цель
жизни, чтобы мгновенно распались все те цепи, которыми он, казалось, был так неразрывно скован, и он почувствовал бы себя совершенно свободным…
Внешняя суетливая, бесполезная деятельность, состоящая в установлении и применении внешних форм
жизни, скрывает от людей ту существенную внутреннюю деятельность изменения сознания, которая
одна может улучшить их
жизнь.
Казалось бы, должно быть ясно, что только истинное христианство, исключающее насилие, дает спасение отдельно каждому человеку и что оно же
одно дает возможность улучшения общей
жизни человечества, но люди не могли принять его до тех пор, пока
жизнь по закону насилия не была изведана вполне, до тех пор, пока поле заблуждений, жестокостей и страданий государственной
жизни не было исхожено по всем направлениям.
Люди, тогда огромное большинство людей, не были в состоянии понять учение Христа
одним духовным путем: надо было привести их к пониманию его тем, чтобы, изведав то, что всякое отступление от учения — погибель, они узнали бы это на
жизни, своими боками.
В продолжение 18 веков шла эта двойная работа: положительная и отрицательная. С
одной стороны всё большее и большее удаление людей от возможности доброй и разумной
жизни, а с другой стороны всё большее и большее уяснение учения в его истинном смысле.
Рост сознания происходит равномерно, не скачками, и никогда нельзя найти той черты, которая отделяет
один период
жизни человечества от другого, а между тем эта черта есть, как есть черта между ребячеством и юностью, зимою и весною и т. п.
В такие моменты достаточно иногда
одного слова для того, чтобы сознание получило выражение, и та главная в совокупной
жизни человечества сила — общественное мнение — мгновенно перевернуло бы без борьбы и насилия весь существующий строй…
Достигается это освобождение от мучащего и развращающего людей зла не тем, что люди укрепят или удержат существующее устройство: монархию, республику, какую бы то ни было, и не тем, что, уничтожив существующее устройство, установят лучшее, социалистическое, коммунистическое, вообще не тем, что
одни люди будут себе представлять известное, считаемое ими наилучшим, устройство общества и будут насилием принуждать к нему других людей, а только тем, что каждый человек (большинство людей), не думая и не заботясь для себя и для других о последствиях своей деятельности, будет поступать так или иначе, не ради того или иного устройства общества, а только ради исполнения для себя, для своей
жизни, признаваемого им высшим, закона
жизни, закона любви, не допускающего насилия ни при каких условиях.
Такой переход от
одного возраста человечества к другому совершился в наше время в
жизни народов христианского мира.
Мне довелось в своей
жизни видеть заброшенного старика в самом ужасном положении: черви кишели в его теле, он не мог двинуться без страдания ни
одним членом, и он не замечал всего ужаса своего положения, так незаметно он пришел к нему, он только просил чайку и сахарцу.
Так что вера в то, что
одни люди — меньшинство — может устраивать
жизнь большинства, то самое, что считается несомненнейшей истиной, такой истиной, во имя которой совершаются величайшие злодеяния, есть только суеверие, деятельность же, основанная на этом суеверии, та политическая деятельность революционеров и правителей и их помощников, которая обыкновенно считается самым почтенным и важным делом, есть в сущности самая пустая, притом же и вредная человеческая деятельность, более всего другого препятствовавшая и препятствующая истинному благу человечества.
Какое же страшное губительное суеверие то, под влиянием которого люди, пренебрегая внутренней работой над собою, то есть тем
одним, что действительно нужно для блага своего и общего и в чем
одном властен человек, направляют все свои силы на находящееся вне их власти устройство
жизни других людей и для достижения этой невозможной цели употребляют наверное дурные и вредные для себя и других средства насилия, вернее всего отдаляющие их как от своего личного, так и от общего совершенства?!
Поймите, что люди, занятые тем, чтобы устраивать
жизнь других людей, начиная с монархов, президентов, министров и кончая шпионами, палачами, так же как и членов и руководителей партий, диктаторов, представляют из себя не нечто высокое, как думают теперь многие, но, напротив, людей жалких, глубоко заблуждающихся, занятых не только невозможным и глупым, но
одним из самых гадких дел, какие может избрать человек.
Поймите, что свойственному просвещенной душе человека желанию блага других людей удовлетворяет никак не суета устройства их
жизни посредством насилия, а только та внутренняя работа над собой, в которой
одной вполне свободен и властен человек.
Только поймите это и положите
жизнь в этой радостной работе, только начните это делать — и вы тотчас же узнаете, что в этом, только в
одном этом дело
жизни человека и что это
одно производит то улучшение
жизни всех людей, к которому вы стремитесь так тщетно и такими ложными путями.
Только этот высший закон
жизни,
один для всех людей, соединяет людей.
Высший закон
жизни, открытый Христом, ясен теперь людям и
одно следование ему может теперь до тех пор, пока не будет открыт новый, еще более ясный и близкий закон душе человеческой, соединить людей.
Хотел сказать я то, что мы дожили в наше время до того положения, в котором нам нельзя долее оставаться, и что, хотим мы или не хотим этого, мы должны вступить на новый путь
жизни, и что для того, чтобы нам вступить на этот путь, нам не нужно ни выдумывать новой веры, ни новых научных теорий, которые могли бы объяснить смысл
жизни и руководить ею, — главное, не нужно и никакой особенной деятельности, а нужно только
одно: освободиться от суеверий как лжехристианской веры, так и государственного устройства.
Только пойми, кто ты, и как, с
одной стороны, ничтожно то, что ты ошибочно называешь собою, признавая себя в своем теле, как необъятно велико то, что ты сознаешь истинно собою, — твое духовное существо, — только пойми это и начни каждый час своей
жизни жить не для внешних целей, а для исполнения того истинного назначения твоей
жизни, которое открыто тебе и мудростью всего мира, и учением Христа, и твоим собственным сознанием, начни жить, полагая цель и благо твоей
жизни в том, чтобы с каждым днем всё больше и больше освобождать дух свой от обманов плоти, всё больше и больше совершенствоваться в любви, что в сущности
одно и то же; только начни делать это — и с первого часа, дня ты почувствуешь, какое новое и радостное чувство сознания полной свободы и блага всё больше и больше будет вливаться в твою душу и — что больше всего поразит тебя — как те самые внешние условия, которыми ты так был озабочен и которые всё-таки так далеки были от твоих желаний, — как эти условия сами собой (оставляя тебя в твоем внешнем положении или выводя из него) перестанут быть препятствиями и будут только всё большими и большими радостями твоей
жизни.
И если ты несчастлив, — а я знаю, что ты несчастлив, — подумай о том, что то, что предлагается тебе здесь, выдумано не мною, а есть плод духовных усилий всех высших, лучших умов и сердец человечества, и что в этом
одном единственное средство избавиться тебе от твоего несчастья и получить величайшее благо, доступное человеку в этой
жизни.