Неточные совпадения
Стоит понять
учение Христа, чтобы понять, что
мир, не тот, который дан богом для радости человека, а тот
мир, который учрежден людьми для погибели их, есть мечта, и мечта самая дикая, ужасная, бред сумасшедшего, от которого стоит только раз проснуться, чтобы уже никогда не возвращаться к этому страшному сновидению.
Я имел уже целое, определенное и очень сложное
учение о боге, о сотворении
мира и человека и о заповедях его, данных людям через Моисея.
Мы так привыкли к тому, по меньшей мере странному толкованию, что фарисеи и какие-то злые иудеи распяли Христа, что тот простой вопрос о том, где же были те не фарисеи и не злые, а настоящие иудеи, державшие закон, и не приходит нам в голову. Стоит задать себе этот вопрос, чтобы всё стало совершенно ясно. Христос — будь он бог или человек — принес свое
учение в
мир среди народа, державшегося закона, определявшего всю жизнь людей и называвшегося законом бога. Как мог отнестись к этому закону Христос?
Всё
учение Христа состоит в том, чтобы дать царство бога —
мир людям. В нагорной проповеди, в беседе с Никодимом, в послании учеников, во всех поучениях своих он говорит только о том, что разделяет людей и мешает им быть в
мире и войти в царство бога. Все притчи суть только описание того, что есть царство бога и что, только любя братьев и будучи в
мире с ними, можно войти в него. Иоанн Креститель, предшественник Христа, говорит, что приблизилось царство бога и что Иисус Христос дает его
миру.
И вот эти пять заповедей его действительно дают этот
мир людям. Все пять заповедей имеют только одну эту цель —
мира между людьми. Стоит людям поверить
учению Христа и исполнять его, и
мир будет на земле, и
мир не такой, какой устраивается людьми, временный, случайный, но
мир общий, ненарушимый, вечный.
В этом удивительном рассуждении: христианское
учение хорошо и дает благо
миру; но люди слабы, люди дурны и хотят лучше делать, а делают хуже, и потому не могут делать лучше, — есть очевидное недоразумение.
Учение этой веры в самом точном его выражении такое: личный бог, существующий вечно, один в трех лицах, вдруг вздумал сотворить
мир духов.
Несмотря на то, что состояние это продолжалось для всех людей по этому
учению от изгнания Адама из рая, т. е. от начала
мира до рождения Христа, и точно так же продолжается и после для всех людей, верующие должны воображать, что это есть только случайное, временное состояние.
Второе лицо троицы — Христос, по этому
учению, тем, что люди его казнили, этим самым искупил грех Адама и прекратил это неестественное состояние человека, продолжавшееся от начала
мира.
Учение Христа в смысле улучшения жизни людей своими разумными силами неисполнимо потому, что Адам пал и
мир лежит во зле, — говорит религия.
Религиозные и философские
учения всех народов, за исключением философских
учений псевдо-христианского
мира, все, которые мы знаем: иудаизм, конфуцианство, буддизм, браманизм, греческая мудрость, — все
учения имеют целью устройство жизни людской и уяснение людям того, как каждый должен стремиться к тому, чтобы быть и жить лучше.
Но положим, что
учение Христа дает блаженство
миру, положим, что оно разумно, и человек на основании разума не имеет права отрекаться от него; но что делать одному среди
мира людей, не исполняющих закон Христа?
«Если я один среди
мира людей, не исполняющих
учение Христа, — говорят обыкновенно, — стану исполнять его, буду отдавать то, что имею, буду подставлять щеку, не защищаясь, буду даже не соглашаться на то, чтобы идти присягать и воевать, меня оберут, и если я не умру с голода, меня изобьют до смерти, и если не изобьют, то посадят в тюрьму или расстреляют, и я напрасно погублю всё счастье своей жизни и всю свою жизнь».
Для того чтобы понять
учение Христа о спасении жизни, надо прежде всего понять то, что говорили все пророки, что говорил Соломон, что говорил Будда, что говорили все мудрецы
мира о личной жизни человека.
Что мне делать? Жить, как все, или жить по
учению Христа? Я понял
учение Христа в его заповедях и вижу, что исполнение их дает блаженство и мне и всем людям
мира. Я понял, что исполнение этих заповедей есть воля того начала всего, от которого произошла и моя жизнь.
Это — то
учение, которого держалось и держится большинство людей и из которого вытекают все разнообразные веры людей
мира и все их поступки.
По обоим Евангелиям, после слова, страшного для каждого верующего в личную жизнь и полагающего благо в богатстве
мира, после слов о том, что богатый не войдет в царство бога, и после еще более страшных для людей, верующих только в личную жизнь, слов о том, что кто не оставит всего и жизни своей ради
учения Христа, тот не спасется, — Петр спрашивает: что же будет нам, последовавшим за тобой и оставившим всё?
Мы составили себе ни на чем, кроме как на нашей злости и личных похотях основанное ложное представление о нашей жизни и о жизни
мира, и веру в это ложное представление, связанное внешним образом с
учением Христа, считаем самым нужным и важным для жизни. Не будь этого веками поддерживаемого людьми доверия ко лжи, ложь нашего представления о жизни и истина
учения Христа обнаружились бы давно.
Путь этот открыт каждому, говорит
учение церкви, но знай, что, избирая этот путь, ты должен уже не участвовать в жизни
мира, а перестать жить и медленно сам убивать себя.
Есть только два пути, говорят нам наши учителя: верить и повиноваться нам и властям и участвовать в том зле, которое мы учредили, или уйти из
мира и идти в монастырь, не спать и не есть или на столбе гноить свою плоть, сгибаться и разгибаться и ничего не делать для людей; или признать
учение Христа неисполнимым и потому признать освященную религией беззаконность жизни; или отречься от жизни, что равносильно медленному самоубийству.
Как ни удивительно кажется понявшему
учение Христа то заблуждение, по которому признается, что
учение Христа очень хорошо для людей, но неисполнимо; но заблуждение, по которому признается, что человек, желающий не на словах, а на деле исполнять
учение Христа, должен уйти из
мира, — еще удивительнее.
Он говорит, что ученики его будут гонимы за его
учение и должны терпеть и переносить гонения
мира с твердостью.
Христос, открывая свое
учение, говорит людям, что, исполняя его
учение даже среди неисполняющих, они не будут от этого несчастливее, чем прежде, но, напротив, будут счастливее, чем те, которые не будут исполнять этого. Христос говорит, что есть верный мирской расчет не заботиться о жизни
мира.
По
учению Христа каждый отдельный человек независимо от того, каков
мир, будет иметь наилучшую жизнь, если он поймет свое призвание — не требовать труда от других, а самому всю жизнь свою полагать на труд для других, жизнь свою отдавать, как выкуп за многих.
При теперешнем устройстве
мира люди, не исполняющие законов Христа, но трудящиеся для ближнего, не имея собственности, не умирают от голода. Как же возражать против
учения Христа, что исполняющие его
учение, т. е. трудящиеся для ближнего, умрут от голода? Человек не может умереть от голода, когда есть хлеб у богатого. В России в каждую данную минуту есть всегда миллионы людей, живущих без всякой собственности, только трудом своим.
Эти две стороны всякого
учения находятся во всех религиях
мира.
Вместо того чтобы руководить
миром в его жизни, церковь в угоду
миру перетолковала метафизическое
учение Христа так, что из него не вытекало никаких требований для жизни, так что оно не мешало людям жить так, как они жили.
Мир учреждал свою, во всем противную
учению Христа жизнь, а церковь придумывала иносказания, по которым бы выходило, что люди, живя противно закону Христа, живут согласно с ним.
И кончилось тем, что
мир стал жить жизнью, которая стала хуже языческой жизни, и церковь стала не только оправдывать эту жизнь, но утверждать, что в этом-то и состоит
учение Христа.
Но пришло время и свет истинного
учения Христа, которое было в Евангелиях, несмотря на то, что церковь, чувствуя свою неправду, старалась скрывать его (запрещая переводы Библии), — пришло время, и свет этот через так называемых сектантов, даже через вольнодумцев
мира проник в народ, и неверность
учения церкви стала очевидна людям, и они стали изменять свою прежнюю, оправданную церковью жизнь на основании этого помимо церкви дошедшего до них
учения Христа.
Всё то, чем истинно живет теперь
мир: социализм, коммунизм, политико-экономические теории, утилитаризм, свобода и равенство людей и сословий и женщин, все нравственные понятия людей, святость труда, святость разума, науки, искусства, всё, что ворочает
миром и представляется церкви враждебным, всё это — части того же
учения, которое, сама того не зная, пронесла с скрываемым ею
учением Христа та же церковь.
В наше время жизнь
мира идет своим ходом, совершенно независимо от
учения церкви.
Учение это осталось так далеко назади, что люди
мира не слышат уже голосов учителей церкви. Да и слушать нечего, потому что церковь только дает объяснения того устройства жизни, из которого уже вырос
мир и которого или уже вовсе нет, или которое неудержимо разрушается.
Только в нашем христианском
мире, на место
учения о жизни и объяснения, почему жизнь должна быть такая, а не иная, т. е. на место религии подставилось одно объяснение того, почему жизнь должна быть такою, какою она была когда-то прежде, и религией стало называться то, что никому ни на что не нужно: а сама жизнь стала независима от всякого
учения, т. е. осталась без всякого определения.
Люди эти часто вовсе не знают
учения Христа, не понимают его, часто не принимают, так же как и враги их, главной основы Христовой веры — непротивления злу, часто даже ненавидят Христа; но вся их вера в то, какова должна быть жизнь, почерпнута из
учения Христа. Как бы ни гнали этих людей, как бы ни клеветали на них, но это — единственные люди, не покоряющиеся безропотно всему, что велят, и потому это — единственные люди нашего
мира, живущие не животной, а разумной жизнью, — единственные верующие люди.
Учение Христа выносило наш
мир и родило его.
Была церковь, которая проводила разумное
учение Христа в жизнь
мира.
Учение Христа, как религия, определяющая жизнь и дающая объяснение жизни людей, стоит теперь так же, как оно 1800 лет тому назад стояло перед
миром. Но прежде у
мира были объяснения церкви, которые, заслоняя от него
учение, все-таки казались ему достаточными для его старой жизни; а теперь настало время, что церковь отжила, и
мир не имеет никаких объяснений своей новой жизни и не может не чувствовать своей беспомощности, а потому и не может теперь не принять
учения Христа.
Учение Христа одинаково неизбежно для каждого человека нашего
мира, в каком бы он ни был состоянии.
Сила
учения Христа не в его объяснении смысла жизни, а в том, что вытекает из него — в
учении о жизни. Метафизическое
учение Христа не новое. Это всё одно и то же
учение человечества, которое написано в сердцах людей и которое проповедовали все истинные мудрецы
мира. Но сила
учения Христа — в приложении этого метафизического
учения к жизни.
Учение Христа не может не быть принято теми верующими иудеями, буддистами, магометанами и другими, которые усомнились бы в истинности своего закона; еще менее — оно не может не быть принято людьми нашего, христианского
мира, которые не имеют теперь никакого нравственного закона.
Учение Христа не спорит с людьми нашего
мира о их миросозерцании, оно вперед соглашается с ним и, включая его в себя, дает им то, чего у них нет, что им необходимо и чего они ищут: оно дает им путь жизни и притом не новый, а давно знакомый и родной им всем.
Вера, побеждающая
мир, есть вера в
учение Христа.