Слово враг употребляется в Евангелиях почти всегда в смысле врагов не личных, но общих, народных (Лук. I, 71—74; Матф. XXII, 44; Марк. XII, 36; Лук. XX, 43 и др.).
Единственное число, в котором употреблено
слово враг в этих стихах в выражении ненавидь врага, показывает мне, что здесь идет речь о враге народа.
Неточные совпадения
Кроме того, в самых первых
словах, в ссылке на закон древних: «вам сказано: ненавидь
врага», было что-то сомнительное.
Во всех толкованиях признается, что
слов: «вам сказано: ненавидь
врага» — нет в законе Моисея, но объяснения этого неверно приведенного места из закона нигде не дается.
Говорится о том, как трудно любить
врагов — злых людей, и большею частью делаются поправки к
словам Христа; говорится, что нельзя любить
врагов, а можно не желать и не делать им зла.
Между прочим внушается, что можно и должно обличать, т. е. противиться
врагам, говорится о разных степенях достижения этой добродетели, так что по толкованиям церкви конечный вывод тот, что Христос, неизвестно зачем, неправильно привел
слова из закона Моисея и наговорил много прекрасных, но, собственно, пустых и неприложимых
слов.
И для того, чтобы понять этот смысл, я прежде всего постарался понять значение
слов неверной ссылки на закон: «вам сказано: ненавидь
врагов».
И чтобы понять яснее, в чем было это различие, я спросил себя: что значит
слово «ближний» и
слово «
враг» на евангельском языке?
И потому, предполагая, что противоположение, которое выставляет Христос в этом месте, приводя
слова закона: вам сказано: люби ближнего и ненавидь
врага, состоит в противоположении между земляком и чужеземцем, спрашиваю себя, что такое
враг по понятиям иудеев, и нахожу подтверждение своего предположения.
И как только я понял это, так тотчас же устранилось то затруднение: зачем и каким образом мог Христос, всякий раз приводя подлинные
слова закона, здесь вдруг привести
слова: вам сказано: ненавидь
врага, которые не были сказаны.
И как только я понял эти
слова так, так тотчас устранилось и другое, главное затруднение: как понимать
слова: любите
врагов ваших.
Я понимаю теперь значение
слов: творите добро
врагам, делайте им то же, что и своим.
Неточные совпадения
— Ах, Боже мой, это было бы так глупо! — сказала Анна, и опять густая краска удовольствия выступила на ее лице, когда она услыхала занимавшую ее мысль, выговоренную
словами. — Так вот, я и уезжаю, сделав себе
врага в Кити, которую я так полюбила. Ах, какая она милая! Но ты поправишь это, Долли? Да!
Очень рад; я люблю
врагов, хотя не по-христиански. Они меня забавляют, волнуют мне кровь. Быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого
слова, угадывать намерения, разрушать заговоры, притворяться обманутым, и вдруг одним толчком опрокинуть все огромное и многотрудное здание из хитростей и замыслов, — вот что я называю жизнью.
А уж сколько претерпел от
врагов, так ни
слова, ни краски не сумеют передать.
Он молился о всех благодетелях своих (так он называл тех, которые принимали его), в том числе о матушке, о нас, молился о себе, просил, чтобы бог простил ему его тяжкие грехи, твердил: «Боже, прости
врагам моим!» — кряхтя поднимался и, повторяя еще и еще те же
слова, припадал к земле и опять поднимался, несмотря на тяжесть вериг, которые издавали сухой резкий звук, ударяясь о землю.
Он поздоровался с ним небрежно, сунув ему руку и тотчас же спрятав ее в карман; он снисходительно улыбнулся в лицо
врага и, не сказав ему ни
слова, пошел прочь.