Неточные совпадения
Он испытывал несчастную способность многих, особенно русских
людей, — способность видеть и верить в возможность добра и правды, и слишком ясно видеть зло и ложь жизни, для того чтобы быть в силах принимать в ней серьезное
участие.
Но когда все убедились, что этот
человек в белой шляпе не только не делал ничего дурного, но или смирно сидел на откосе вала, или с робкою улыбкой, учтиво сторонясь пред солдатами, прохаживался по батарее под выстрелами, так же спокойно, как по бульвару, тогда понемногу чувство недоброжелательного недоуменья к нему стало переходить в ласковое и шутливое
участие, подобное тому, которое солдаты имеют к своим животным, собакам, петухам, козлам, и вообще животным, живущим при воинских командах.
Граф же Растопчин, который то стыдил тех, которые уезжали, то вывозил присутственные места, то выдавал никуда негодное оружие пьяному сброду, то поднимал образà, то запрещал Августину вывозить мощи и иконы, то захватывал все частные подводы, бывшие в Москве, то на 136 подводах увозил делаемый Леппихом воздушный шар, то намекал на то, что он сожжет Москву, то рассказывал, как он сжег свой дом и написал прокламацию французам, где торжественно упрекал их, что они разорили его детский приют; то принимал славу сожжения Москвы, то отрекался от нее, то приказывал народу ловить всех шпионов и приводить к нему, то упрекал за это народ, то высылал всех французов из Москвы, то оставлял в городе г-жу Обер-Шальме, составлявшую центр всего французского московского населения, а без особой вины приказывал схватить и увезти в ссылку старого почтенного почт-директора Ключарева; то сбирал народ на Три Горы, чтобы драться с французами, то, чтоб отделаться от этого народа, отдавал ему на убийство
человека, и сам уезжал в задние ворота; то говорил, что он не переживет несчастия Москвы, то писал в альбомы по-французски стихи о своем
участии в этом деле, [Je suis né Tartare. Je voulus être Romain. Les Français m’appelèrent barbare. Les Russes — Georges Dandin.
Когда принесены были баранина, яичница, самовар, водка и вино из русского погреба, которое с собой привезли французы, Рамбаль попросил Пьера принять
участие в этом обеде и тотчас же сам, жадно и быстро, как здоровый и голодный
человек, принялся есть, быстро пережевывая своими сильными зубами, беспрестанно причмокивая и приговаривая: excellent, exquis! [чудесно, превосходно!]
А между тем стоит только отвернуться от изучения рапортов и генеральных планов, а вникнуть в движение тех сотен тысяч
людей, принимавших прямое, непосредственное
участие в событии, и все, казавшиеся прежде неразрешимыми вопросы, вдруг, с необыкновенною легкостью и простотой получают несомненное разрешение.
Теперь улыбка радости жизни постоянно играла около его рта, и в глазах его светилось
участие к
людям, — вопрос: довольны ли они так же, как и он?
Эта законная особенность каждого
человека, которая прежде волновала и раздражала Пьера, теперь составляла основу
участия и интереса, которые он принимал в
людях.
Случайность и гениальность дают ему победу под Аустерлицом, и случайно все
люди, не только французы, но и вся Европа, за исключением Англии, которая и не примет
участия в имеющих совершиться событиях, все
люди, несмотря на прежний ужас и отвращение к его преступлениям, теперь признают за ним его власть, название, которое он себе дал, и его идеал величия и славы, который кажется всем чем-то прекрасным и разумным.
До тех пор пока пишутся истории отдельных лиц, — будь они Кесари, Александры или Лютеры и Вольтеры, а не история всех, без одного исключения всех,
людей, принимающих
участие в событии, — нет возможности не приписывать отдельным лицам силы, заставляющей других
людей направлять свою деятельность к одной цели. И единственное известное историкам такое понятие есть власть.
Складываясь в эти соединения,
люди всегда становятся между собой в такое отношение, что наибольшее количество
людей принимают наибольшее прямое
участие и наименьшее количество
людей — наименьшее прямое
участие в том совокупном действии, для которого они складываются.
Итак, не разделяя искусственно всех сливающихся точек конуса, — всех чинов армии, или званий и положений какого бы то ни было управления, или общего дела, от низших до высших, мы видим закон, по которому
люди для совершения совокупных действий слагаются всегда между собой в таком отношении, что чем непосредственнее они участвуют в совершении действия, тем менее они могут приказывать и тем их большее число; и чем меньше то прямое
участие, которое они принимают в самом действии, тем они больше приказывают и тем число их меньше; пока не дойдем таким образом, восходя от низших слоев, до одного последнего
человека, принимающего наименьшее прямое
участие в событии и более всех направляющего свою деятельность на приказывание.
Тот, кто больше работал руками, мог меньше обдумывать то, что он делал, и соображать то, чтò может выйти из общей деятельности, и приказывать. Тот, кто больше приказывал, вследствие своей деятельности словами, очевидно мог меньше действовать руками. При большем сборище
людей, направляющих деятельность на одну цель, еще резче отделяется разряд
людей, которые тем менее принимают прямое
участие в общей деятельности, чем более деятельность их направлена на приказывание.
2) Движение народов производит не власть, не умственная деятельность, даже не соединение того и другого, как то думали историки, но деятельность всех
людей, принимающих
участие в событии и соединяющихся всегда так, что те, которые принимают наибольшее прямое
участие в событии, принимают на себя наименьшую ответственность; и наоборот.
Точно ту же прогрессию убедительности об
участии свободной воли в общих делах человечества мы находим и в истории. Совершившееся современное событие представляется нам несомненно произведением всех известных
людей; но в событии более отдаленном мы видим уже его неизбежные последствия, помимо которых мы ничего другого не можем представить. И чем дальше переносимся мы назад в рассматривании событий, тем менее они нам представляются произвольными.
Точно так же мы никогда не можем представить себе действия
человека, которое происходило бы без
участия свободы и подлежало только закону необходимости.