С той точки зрения, с которой наука смотрит теперь на свой предмет, по тому пути, по которому она идет, отыскивая
причины явлений в свободной воле людей, выражение законов для науки невозможно, ибо как бы мы ни ограничивали свободу людей, как только мы ее признали за силу не подлежащую законам, существование закона невозможно.
Неточные совпадения
Но ум человеческий не только отказывается верить в это объяснение; но прямо говорит, что прием объяснения не верен, потому что при этом объяснении слабейшее
явление принимается за
причину сильнейшего. Сумма людских произволов сделала и революцию и Наполеона, и только сумма этих произволов терпела их и уничтожила.
Я вижу только совпадение тех условий, которые бывают во всяком жизненном
явлении и вижу, что, сколько бы и как бы подробно я ни наблюдал стрелку часов, клапан и колеса паровоза и почку дуба, я не узнаю
причину благовеста, движения паровоза и весеннего ветра.
И человеческий ум, не вникнувши в бесчисленность и сложность условий
явлений, из которых каждое отдельно может представляться
причиною, хватается за первое, самое понятное сближение и говорит: вот
причина.
Эти историки из всего огромного числа признаков, сопровождающих всякое живое
явление, выбирают признак умственной деятельности и говорят, что этот признак есть
причина.
Но, несмотря на все их старания показать, что
причина события лежала в умственной деятельности, только с большою уступчивостью можно согласиться с тем, что между умственною деятельностию и движением народов есть что-то общее, но уже ни в каком случае нельзя допустить, чтоб умственная деятельность руководила действиями людей, ибо такие
явления, как жесточайшіе убийства французской революции, вытекающие из проповедей о равенстве человека, и злейшие войны и казни, вытекающие из проповеди о любви, противоречат этому предположению.
Или, другими словами, к
явлению, которое мы рассматриваем, понятие
причины неприложимо.
3) Третье основание есть бòльшая или мèньшая доступность для нас той бесконечной связи
причин, которая составляет неизбежное требование разума, и в которой каждое понимаемое
явление, и потому каждое действие человека, должно иметь свое определенное место, как следствие для предыдущих и как
причина для последующих.
Итак, представление наше о свободе и необходимости постепенно уменьшается и увеличивается, смотря по большей или меньшей связи с внешним миром, по бòльшему или меньшему отдалению времени и бòльшей или меньшей зависимости от
причин, в которых мы рассматриваем
явление жизни человека.
3) Как бы ни увеличивалась трудность постижения
причины, мы никогда не придем к представлению полной свободы, т. е. к отсутствию
причины. Как бы ни была непостижима для нас
причина выражения воли в каком бы то ни было нашем или чужом поступке, первое требование ума есть предположение и отыскание
причины, без которой немыслимо никакое
явление. Я поднимаю руку с тем, чтобы совершить поступок, независимый от всякой
причины, но то, что я хочу совершить поступок, не имеющий
причины, есть
причина моего поступка.
А может быть, сон, вечная тишина вялой жизни и отсутствие движения и всяких действительных страхов, приключений и опасностей заставляли человека творить среди естественного мира другой, несбыточный, и в нем искать разгула и потехи праздному воображению или разгадки обыкновенных сцеплений обстоятельств и
причин явления вне самого явления.
Профессор. То же самое в здесь. Явление повторяется, и мы его подвергаем исследованию. Мало того, мы подводим исследуемые явления под общие другим явлениям законы. Явления ведь кажутся сверхъестественными только потому, что
причины явлений приписываются самому медиуму. Но ведь это неверно. Явления производимы не медиумом, но духовной энергией через медиума; а это разница большая. Все дело — в законе эквивалентности.
Неточные совпадения
И точно, он начал нечто подозревать. Его поразила тишина во время дня и шорох во время ночи. Он видел, как с наступлением сумерек какие-то тени бродили по городу и исчезали неведомо куда и как с рассветом дня те же самые тени вновь появлялись в городе и разбегались по домам. Несколько дней сряду повторялось это
явление, и всякий раз он порывался выбежать из дома, чтобы лично расследовать
причину ночной суматохи, но суеверный страх удерживал его. Как истинный прохвост, он боялся чертей и ведьм.
— XIX век — век пессимизма, никогда еще в литературе и философии не было столько пессимистов, как в этом веке. Никто не пробовал поставить вопрос: в чем коренится
причина этого
явления? А она — совершенно очевидна: материализм! Да, именно — он! Материальная культура не создает счастья, не создает. Дух не удовлетворяется количеством вещей, хотя бы они были прекрасные. И вот здесь — пред учением Маркса встает неодолимая преграда.
То, что
причина порождает следствие в мире феноменов, есть в сущности ненормальное
явление.
Но несмотря даже и на столь внушительные воспоминания сии, все же трудно было бы объяснить ту прямую
причину, по которой у гроба старца Зосимы могло произойти столь легкомысленное, нелепое и злобное
явление.
Но одна из этих
причин очевидна, она проходит через все исторические
явления и через все стороны нашего нынешнего быта.